06.08.2021
— Кого-нибудь из выпускников брали к себе на работу?
Елена Соколова в 1993 году поступила в НГУЭУ на направление «Экономика», затем окончила магистратуру и аспирантуру и начала преподавать. Сейчас она курирует дисциплины и читает лекции для слушателей программы МВА. При этом основной работой Елены остается бизнес: с 2008 года она является директором консалтинговой компании. О совмещении науки и практики, об основании компании в разгар кризиса и важности высшего образования Елена Соколова рассказала проекту «Истории успеха».
БЛИЦ-ОПРОС:
— Охарактеризуйте НГУЭУ тремя словами.
— Престижность. Перспектива. Интерес.
— Чем измеряется успех?
— Удовлетворением от жизни.
— Как образование влияет на способность человека достичь успеха в жизни?
— Образование — это фундамент, на котором можно построить все, что угодно. Без фундамента все разрушится.
— Ваше любимое изречение или девиз?
— Всё, что делается, делается к лучшему, даже если сейчас кажется, что это не так.
— Назовите книги, которые как-то на вас повлияли и которые, по вашему мнению, должен прочитать каждый.
— «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» Ирвина Ялома.
— Елена Сергеевна, давайте вернемся в детство. О чем маленькая Лена мечтала? Кем она хотела стать в детстве?
— До десятого класса я мечтала быть учителем начальных классов. И уже потом, поскольку детство как раз пришлось на 90-е, когда было голодно и печально, родители сказали: «Какой учитель? Какие там деньги?» Поэтому я посмотрела в сторону экономической специальности.
— Поддались уговорам?
— Нет-нет. Это было абсолютно осознанное решение. Мы долго обсуждали с папой этот вопрос. Он в свое время хотел, чтобы я была юристом-следователем, но принял мое решение пойти в экономический вуз.
Поскольку школу я заканчивала с медалью, у меня было право на зачисление без дальнейших экзаменов, если первый экзамен я сдаю на «пятерку». Я поступала в НИИЖТ и нархоз. В НИИЖТ математику сдала на «5» и соответственно меня туда сразу зачислили. Нархоз так легко не дался — я сдала математику на «тройку».
Я думала, что по легенькой отскочу — один экзамен сдам и поступлю. Но в итоге сдавала все четыре экзамена и поступила в нархоз. Через преодоление, но получилось.
У нас был так называемый экспериментальный поток: четыре группы состояли исключительно из медалистов и лицеистов.
— Какой студенткой вы были в бакалавриате?
— Мне было не сложно учиться. Никогда не была заучкой. Помню, ненавидела высшую математику. У меня были все «пятерки» за вторую сессию и единственная «тройка» — по математике. Любовь Сергеевна Колодко не поставила «4», глядя на предыдущие оценки.
Было все. Я не могу сказать, что сильно много училась. Помимо учебы я занималась танцами. Были периоды: институт, потом танцы, потом «ночером» курсовики писать. Это сейчас компьютеры и интернет, а раньше — библиотека и все от руки.
— Совмещали учебу с работой?
— Да, меня позвали на практику в Федеральное казначейство. Тогда это было дюже престижно, оно только-только формировалось. После практики меня взяли туда на работу. Тогда я писала диплом. Компьютера тоже дома не было, поэтому до шести вечера работала, потом я ехала к друзьям на работу, ночью писала у них диплом, а утром снова на работу.
Я проработала, наверное, до середины учебного года, уже учась в магистратуре. А потом меня вызвали завкафедрой Сергей Георгиевич Золотаренко и декан Любовь Петровна Диль и сказал выбирать — или работа, или учеба. Я уволилась и пошла учиться.
Потом меня снова позвали в казначейство, я вернулась. Но через какое-то время поняла, что это не мое совсем.
— Чем вам запомнилось студенчество?
— Много моментов было. Помню, что в свое время кто-то из преподавателей нам сказал: «Вас невозможно всему научить. Высшее образование нужно, чтобы вы знали, где взять информацию».
Сдавала теорию бухгалтерского учета. Было много времени, я вроде бы все выучила. А на экзамене раз заглянула в тетрадку, второй раз заглянула. Отвечаю по своему билету, а преподаватель спрашивает по другим. По всему курсу прогнала и говорит: «Ты все знаешь. Зачем списывала?». Потом, когда я стала уже преподавать, я поняла, что всегда видно, когда списывают. Это невозможно не заметить, что бы там студенты не думали.
Наверное, один из самых ярких моментов — защита курсовых на втором курсе. Сергей Георгиевич поставил мне «3» за курсовик перед защитой. Потом почти час принимал у меня защиту, задавал вопросы, поставил «4». Затем спросил: «Зачем ты написала его “на отвали”? Ты же разбираешься в теме». Мне было безумно стыдно, потому что завкафедрой на меня потратил столько времени. После этого я перестала так писать. Это был урок, что надо всегда работать.
— Магистратура, аспирантура, высшая школа бизнеса, всевозможные курсы, стажировки, тренинги. Для чего вам это было нужно?
— Было интересно. В свое время Любовь Петровна мне сказала: «Лена, написав кандидатскую, ты всегда себе заработаешь на хлеб с маслом и с икрой». На икру я и в бизнесе заработаю. А мне было интересно именно совмещать работу и образование.
И второй момент: мне до сих пор интересно брать какой-то новый для меня курс. Вряд ли я найду время сесть и прочитать что-то просто так, изучить что-то новенькое по финансовому менеджменту. А когда я готовлю курс, я и для себя что-то беру. Это прикольный стык бизнеса и науки. Для меня наука сама по себе как теория не интересна. Прикладная — да.
— Не жалели, что все-таки пошли в экономический вуз, отказавшись от педагогического образования?
— Нет. Никогда.
— Можно сказать, что вы нашли свое призвание?
— Я даже не знаю, что такое призвание. Мне просто было всегда интересно. Да, у меня есть друзья, которые со слезами заканчивали вузы. У меня был период, когда мне не хотелось идти на работу. Это длилось, наверное, дней пять за все время. И я представила: как же живут люди, какой это ужас, когда работа не любима!
— Сейчас что бы вы сказали себе — студентке?
— Все получится!
— Вы заканчиваете бакалавриат, работаете в казначействе, потом увольняетесь... Что дальше?
— Меня позвали в компанию в сфере маркетинга, но там была очень маленькая зарплата. Я помню, в магазине мне очень понравились туфли, но мне на них пришлось бы долго зарабатывать в этой компании. Я пришла в офис и написала заявление на увольнение.
Интересно, что я практически никогда не искала работу. Каким-то образом она находилась сама. Мне как-то предложили подать свои данные в какую-то базу резюме. И мне позвонили, пригласили в торговую компанию, взяли менеджером.
Нас было всего четыре человека. Я занималась продажей стальных канатов — что это такое, что с этим делать, я понятия не имела. Но все время двигал интерес. Мы стали отстраивать всю систему и в итоге из какой-то неизвестной компании мы превратились в крупнейших поставщиков за Уралом.
Там я выросла до заместителя генерального директора по экономике. Мы построили свой комплекс, выросли до 70 человек. Потом из декрета вернулась уже финансовым директором. А когда случился кризис в 2008 году, собственник решил не бодаться с банками, а банкротиться.
Он предложил начать все заново. Но нет. Буквально в кризис я решила, что пора начать свой собственный бизнес. Уйти с должности финансового директора крупной компании, с очень хорошей по тем временам зарплатой, уйти в никуда, где-то снять маленький офис без особых материальных запасов и в самый кризис начать развиваться с нуля... Пальцем у виска все крутили!
— Сегодня «АЛС» — это что?
— Мы начинали как маленькая компания, которая оказывает бухгалтерские услуги. Сейчас от этого ушли. Сейчас у нас бухгалтерия, консалтинг, налоги, онлайн-обучение.
Это такой проект, в котором все время что-то меняется. Мы растем, добавляется множество разных направлений. В какой-то момент ты понимаешь, что уже не ты работаешь на имидж, а имидж работает на тебя.
Мы не маленькая компания на рынке, уже вышли на тот уровень, когда мы выбираем с кем мы будем работать. У нас никогда не было рекламы, все только по рекомендациям.
У нас такой принцип работы: мы подходим со стороны собственника. Каждый клиент — это как будто наш собственный бизнес.
— Вы считаете себя успешной?
— Наверное, да. Что такое успех? Для меня это удовлетворенность. От того что делаешь, от того, что хочется сделать, от того, что ты можешь.
— Если собственный бизнес — это работа 24/7, зачем вам еще и преподавание? Помимо интереса есть ли что-то еще?
— Собственно говоря, это ещё наверное имиджевая составляющая. Я могу долго придумывать рекламный текст, а могу прийти в аудиторию и найти клиентов там. Я же решила для себя, что я преподаю исключительно для бизнесменов, то есть только для тех кто сам пришел за знаниями, а не для студентов, которым нужно впихивать. Люди видят, что я умею, и кто-то обращается.
— Можно ли сказать, что бизнес — это работа, а преподавание — хобби?
— Все соприкасается, это все в комплексе.
— А почему вы решили не работать со студентами?
— Для меня там мало свободы. Был такой период, когда написать правильную рабочую программу было важнее, чем то, что ты преподаешь.
С пятым курсом было еще интересно работать, но я не люблю никого заставлять. А там все-таки система контроля, какие-то заседания.
Я, наверное, свободолюбивый человек в этом плане. Меня пригласили, я смогла — пришла, не смогла — не пришла.
— Кого-нибудь из выпускников брали к себе на работу?
— Слушатели МВА чаще приходят как клиенты. А из студентов — да. Когда только начинаешь вести бизнес, не всегда есть возможность платить высокие зарплаты. Тогда были студенты, помогали. Приходили на практику, потом кто-то работал. Есть парочка человек, с кем мы до сих пор сотрудничаем.
— Как вам кажется, сегодня высшее экономическое образование можно считать хорошим и качественным? Сильные специалисты выпускаются?
— Мне сложно сказать. Я сейчас же во внутренней структуре не варюсь.
— А с точки зрения работодателя?
— Мы сейчас можем себе позволить брать специалистов опытом не менее нескольких лет. Но я думаю, что сейчас выпускники намного слабее по знаниям. У них амбиций больше, знаний меньше, а требования высокие. Это поколение, которое ни к чему не привязано, за работу не держится. Но как и везде есть звездочки.
— Как преподаватель и как работодатель, вы видите какой-то выход из этого положения? Или это просто «такое поколение»?
— Думаю, многое зависит от преподавателей. Но быть преподавателем вуза у нас невыгодно. В той же Европе преподаватель получает 3-5 тысяч евро и может вообще не задумываться о хлебе насущном, но с него и спрашивают за качество преподавания. У нас преподаватель вуза не отвечает ни за что. Помню, как-то на заседании кафедры преподаватели мне сказали: «Ой, это такая ответственность!»
Мне на тот момент казалось, что особой ответственности у преподавателей не было: зарплат не лишают, никаких премий и поощрений за хороших студентов не дают. Этой привязки не было. В бизнесе же все по-другому, там это связано.
— Высшее образование вообще нужно? Или, может быть, достаточно пройти трехмесячные курсы?
— Я все-таки считаю, что высшее образование это общая культура и воспитание. Есть люди, которые самостоятельно развиваются. Но в принципе человека с высшим образованием всегда видно. Он все равно другой, он более эрудированный, более широкий, с широким кругозором, он не узко мыслит.
Образование — это база, фундамент. Дом без фундамента же не построишь, можно только сарай построить.
— А что касается практики? Нужно, на ваш взгляд, совмещать учебу с работой?
— Когда я начинала работать на кафедре, я преподавала у старших курсов. Самым ненавистным для меня было отмечать посещаемость. Я никогда не отмечала. И потом, когда ко мне подходили студенты с вопросом «Меня не было, как мне пересдать?», я отвечала: «Вы свое время цените, я тоже. Ничего не надо пересдавать. У вас не нашлось времени, не вопрос».
Я положительно отношусь к тем, кто работает, но в моем понимании это совсем не значит, что я дам поблажку на экзамене. Ты можешь не приходить вообще на занятия. Приходишь сразу на экзамен, я задаю вопросы по курсу, если понимаю, что человек понимает, я восхищаюсь и ставлю «5». Это мой подход.
Чем раньше студенты начнут работать, тем более успешными они могут стать. Чем круче они научатся совмещать работу и учебу, тем лучше они научатся жить в обществе. Это же тоже тренинг: найти подход и к преподавателю, и к работодателю, и все это совместить, и там и там преуспеть, и еще не пропустить студенческую жизнь.
— Дайте напутствие молодым людям, которые через год-два выйдут на рынок с дипломами.
— Работодателю важен не диплом, работодателю важен огонь в глазах, желание делать и наличие знаний. Обучать и переучивать — это не задача работодателя. Если он видит, что у вас есть база и желание, он всегда вас возьмет. И диплом — красный или синий — не настолько важен.
Беседовала Валерия Шаньгина