НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Университет
  •  > 
  • Истории успеха

Елена Соколова (выпуск — 1998): «Человека с высшим образованием всегда видно»

06.08.2021
Елена Соколова в 1993 году поступила в НГУЭУ на направление «Экономика», затем окончила магистратуру и аспирантуру и начала преподавать. Сейчас она курирует дисциплины и читает лекции для слушателей программы МВА. При этом основной работой Елены остается бизнес: с 2008 года она является директором консалтинговой компании. О совмещении науки и практики, об основании компании в разгар кризиса и важности высшего образования Елена Соколова рассказала проекту «Истории успеха». 

 Елена Соколова (выпуск — 1998): «Человека с высшим образованием всегда видно»


БЛИЦ-ОПРОС: 
— Охарактеризуйте НГУЭУ тремя словами.
— Престижность. Перспектива. Интерес.

— Чем измеряется успех? 
— Удовлетворением от жизни.

— Как образование влияет на способность человека достичь успеха в жизни? 
— Образование — это фундамент, на котором можно построить все, что угодно. Без фундамента все разрушится. 

— Ваше любимое изречение или девиз? 
— Всё, что делается, делается к лучшему, даже если сейчас кажется, что это не так. 

— Назовите книги, которые как-то на вас повлияли и которые, по вашему мнению, должен прочитать каждый. 
— «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти» Ирвина Ялома.



— Елена Сергеевна, давайте вернемся в детство. О чем маленькая Лена мечтала? Кем она хотела стать в детстве? 

— До десятого класса я мечтала быть учителем начальных классов. И уже потом, поскольку детство как раз пришлось на 90-е, когда было голодно и печально, родители сказали: «Какой учитель? Какие там деньги?» Поэтому я посмотрела в сторону экономической специальности. 

— Поддались уговорам? 

— Нет-нет. Это было абсолютно осознанное решение. Мы долго обсуждали с папой этот вопрос. Он в свое время хотел, чтобы я была юристом-следователем, но принял мое решение пойти в экономический вуз.
Поскольку школу я заканчивала с медалью, у меня было право на зачисление без дальнейших экзаменов, если первый экзамен я сдаю на «пятерку». Я поступала в НИИЖТ и нархоз. В НИИЖТ математику сдала на «5» и соответственно меня туда сразу зачислили. Нархоз так легко не дался — я сдала математику на «тройку». 
Я думала, что по легенькой отскочу — один экзамен сдам и поступлю. Но в итоге сдавала все четыре экзамена и поступила в нархоз. Через преодоление, но получилось. 
У нас был так называемый экспериментальный поток: четыре группы состояли исключительно из медалистов и лицеистов. 

— Какой студенткой вы были в бакалавриате? 

— Мне было не сложно учиться. Никогда не была заучкой. Помню, ненавидела высшую математику. У меня были все «пятерки» за вторую сессию и единственная «тройка» — по математике. Любовь Сергеевна Колодко не поставила «4», глядя на предыдущие оценки. 
Было все. Я не могу сказать, что сильно много училась. Помимо учебы я занималась танцами. Были периоды: институт, потом танцы, потом «ночером» курсовики писать. Это сейчас компьютеры и интернет, а раньше — библиотека и все от руки. 

— Совмещали учебу с работой? 

— Да, меня позвали на практику в Федеральное казначейство. Тогда это было дюже престижно, оно только-только формировалось. После практики меня взяли туда на работу. Тогда я писала диплом. Компьютера тоже дома не было, поэтому до шести вечера работала, потом я ехала к друзьям на работу, ночью писала у них диплом, а утром снова на работу. 
Я проработала, наверное, до середины учебного года, уже учась в магистратуре. А потом меня вызвали завкафедрой Сергей Георгиевич Золотаренко и декан Любовь Петровна Диль и сказал выбирать — или работа, или учеба. Я уволилась и пошла учиться. 
Потом меня снова позвали в казначейство, я вернулась. Но через какое-то время поняла, что это не мое совсем. 

— Чем вам запомнилось студенчество? 

— Много моментов было. Помню, что в свое время кто-то из преподавателей нам сказал: «Вас невозможно всему научить. Высшее образование нужно, чтобы вы знали, где взять информацию». 
Сдавала теорию бухгалтерского учета. Было много времени, я вроде бы все выучила. А на экзамене раз заглянула в тетрадку, второй раз заглянула. Отвечаю по своему билету, а преподаватель спрашивает по другим. По всему курсу прогнала и говорит: «Ты все знаешь. Зачем списывала?». Потом, когда я стала уже преподавать, я поняла, что всегда видно, когда списывают. Это невозможно не заметить, что бы там студенты не думали. 
Наверное, один из самых ярких моментов — защита курсовых на втором курсе. Сергей Георгиевич поставил мне «3» за курсовик перед защитой. Потом почти час принимал у меня защиту, задавал вопросы, поставил «4». Затем спросил: «Зачем ты написала его “на отвали”? Ты же разбираешься в теме». Мне было безумно стыдно, потому что завкафедрой на меня потратил столько времени. После этого я перестала так писать. Это был урок, что надо всегда работать. 

— Магистратура, аспирантура, высшая школа бизнеса, всевозможные курсы, стажировки, тренинги. Для чего вам это было нужно? 

— Было интересно. В свое время Любовь Петровна мне сказала: «Лена, написав кандидатскую, ты всегда себе заработаешь на хлеб с маслом и с икрой». На икру я и в бизнесе заработаю. А мне было интересно именно совмещать работу и образование. 
И второй момент: мне до сих пор интересно брать какой-то новый для меня курс. Вряд ли я найду время сесть и прочитать что-то просто так, изучить что-то новенькое по финансовому менеджменту. А когда я готовлю курс, я и для себя что-то беру. Это прикольный стык бизнеса и науки. Для меня наука сама по себе как теория не интересна. Прикладная — да. 

— Не жалели, что все-таки пошли в экономический вуз, отказавшись от педагогического образования? 

— Нет. Никогда. 

— Можно сказать, что вы нашли свое призвание? 

— Я даже не знаю, что такое призвание. Мне просто было всегда интересно. Да, у меня есть друзья, которые со слезами заканчивали вузы. У меня был период, когда мне не хотелось идти на работу. Это длилось, наверное, дней пять за все время. И я представила: как же живут люди, какой это ужас, когда работа не любима!

— Сейчас что бы вы сказали себе — студентке? 

— Все получится!

— Вы заканчиваете бакалавриат, работаете в казначействе, потом увольняетесь... Что дальше? 

— Меня позвали в компанию в сфере маркетинга, но там была очень маленькая зарплата. Я помню, в магазине мне очень понравились туфли, но мне на них пришлось бы долго зарабатывать в этой компании. Я пришла в офис и написала заявление на увольнение.
Интересно, что я практически никогда не искала работу. Каким-то образом она находилась сама. Мне как-то предложили подать свои данные в какую-то базу резюме. И мне позвонили, пригласили в торговую компанию, взяли менеджером. 
Нас было всего четыре человека. Я занималась продажей стальных канатов — что это такое, что с этим делать, я понятия не имела. Но все время двигал интерес. Мы стали отстраивать всю систему и в итоге из какой-то неизвестной компании мы превратились в крупнейших поставщиков за Уралом. 
Там я выросла до заместителя генерального директора по экономике. Мы построили свой комплекс, выросли до 70 человек. Потом из декрета вернулась уже финансовым директором. А когда случился кризис в 2008 году, собственник решил не бодаться с банками, а банкротиться. 
Он предложил начать все заново. Но нет. Буквально в кризис я решила, что пора начать свой собственный бизнес. Уйти с должности финансового директора крупной компании, с очень хорошей по тем временам зарплатой, уйти в никуда, где-то снять маленький офис без особых материальных запасов и в самый кризис начать развиваться с нуля... Пальцем у виска все крутили! 

— Сегодня «АЛС» — это что? 

— Мы начинали как маленькая компания, которая оказывает бухгалтерские услуги. Сейчас от этого ушли. Сейчас у нас бухгалтерия, консалтинг, налоги, онлайн-обучение. 
Это такой проект, в котором все время что-то меняется. Мы растем, добавляется множество разных направлений. В какой-то момент ты понимаешь, что уже не ты работаешь на имидж, а имидж работает на тебя. 
Мы не маленькая компания на рынке, уже вышли на тот уровень, когда мы выбираем с кем мы будем работать. У нас никогда не было рекламы, все только по рекомендациям. 
У нас такой принцип работы: мы подходим со стороны собственника. Каждый клиент — это как будто наш собственный бизнес. 

Елена Соколова.jpeg

— Вы считаете себя успешной? 

— Наверное, да. Что такое успех? Для меня это удовлетворенность. От того что делаешь, от того, что хочется сделать, от того, что ты можешь. 

— Если собственный бизнес — это работа 24/7, зачем вам еще и преподавание? Помимо интереса есть ли что-то еще? 

— Собственно говоря, это ещё наверное имиджевая составляющая. Я могу долго придумывать рекламный текст, а могу прийти в аудиторию и найти клиентов там. Я же решила для себя, что я преподаю исключительно для бизнесменов, то есть только для тех кто сам пришел за знаниями, а не для студентов, которым нужно впихивать. Люди видят, что я умею, и кто-то обращается. 

— Можно ли сказать, что бизнес — это работа, а преподавание — хобби? 

— Все соприкасается, это все в комплексе. 

— А почему вы решили не работать со студентами? 

— Для меня там мало свободы. Был такой период, когда написать правильную рабочую программу было важнее, чем то, что ты преподаешь. 
С пятым курсом было еще интересно работать, но я не люблю никого заставлять. А там все-таки система контроля, какие-то заседания.
Я, наверное, свободолюбивый человек в этом плане. Меня пригласили, я смогла — пришла, не смогла — не пришла. 

— Кого-нибудь из выпускников брали к себе на работу? 

— Слушатели МВА чаще приходят как клиенты. А из студентов — да. Когда только начинаешь вести бизнес, не всегда есть возможность платить высокие зарплаты. Тогда были студенты, помогали. Приходили на практику, потом кто-то работал. Есть парочка человек, с кем мы до сих пор сотрудничаем. 

— Как вам кажется, сегодня высшее экономическое образование можно считать хорошим и качественным? Сильные специалисты выпускаются?

— Мне сложно сказать. Я сейчас же во внутренней структуре не варюсь. 

— А с точки зрения работодателя? 

— Мы сейчас можем себе позволить брать специалистов опытом не менее нескольких лет. Но я думаю, что сейчас выпускники намного слабее по знаниям. У них амбиций больше, знаний меньше, а требования высокие. Это поколение, которое ни к чему не привязано, за работу не держится. Но как и везде есть звездочки. 

— Как преподаватель и как работодатель, вы видите какой-то выход из этого положения? Или это просто «такое поколение»? 

— Думаю, многое зависит от преподавателей. Но быть преподавателем вуза у нас невыгодно. В той же Европе преподаватель получает 3-5 тысяч евро и может вообще не задумываться о хлебе насущном, но с него и спрашивают за качество преподавания. У нас преподаватель вуза не отвечает ни за что. Помню, как-то на заседании кафедры преподаватели мне сказали: «Ой, это такая ответственность!»
Мне на тот момент казалось, что особой ответственности у преподавателей не было: зарплат не лишают, никаких премий и поощрений за хороших студентов не дают. Этой привязки не было. В бизнесе же все по-другому, там это связано.

— Высшее образование вообще нужно? Или, может быть, достаточно пройти трехмесячные курсы? 

— Я все-таки считаю, что высшее образование это общая культура и воспитание. Есть люди, которые самостоятельно развиваются. Но в принципе человека с высшим образованием всегда видно. Он все равно другой, он более эрудированный, более широкий, с широким кругозором, он не узко мыслит. 


Образование — это база, фундамент. Дом без фундамента же не построишь, можно только сарай построить. 



— А что касается практики? Нужно, на ваш взгляд, совмещать учебу с работой? 

— Когда я начинала работать на кафедре, я преподавала у старших курсов. Самым ненавистным для меня было отмечать посещаемость. Я никогда не отмечала. И потом, когда ко мне подходили студенты с вопросом «Меня не было, как мне пересдать?», я отвечала: «Вы свое время цените, я тоже. Ничего не надо пересдавать. У вас не нашлось времени, не вопрос». 
Я положительно отношусь к тем, кто работает, но в моем понимании это совсем не значит,  что я дам поблажку на экзамене. Ты можешь не приходить вообще на занятия. Приходишь сразу на экзамен, я задаю вопросы по курсу, если  понимаю, что человек понимает, я восхищаюсь и ставлю «5». Это мой подход. 
Чем раньше студенты начнут работать, тем более успешными они могут стать. Чем круче они научатся совмещать работу и учебу, тем лучше они научатся жить в обществе. Это же тоже тренинг: найти подход и к преподавателю, и к работодателю, и все это совместить, и там и там преуспеть, и еще не пропустить студенческую жизнь. 

— Дайте напутствие молодым людям, которые через год-два выйдут на рынок с дипломами. 

— Работодателю важен не диплом, работодателю важен огонь в глазах, желание делать и наличие знаний. Обучать  и переучивать — это не задача работодателя. Если он видит, что у вас есть база и желание, он всегда вас возьмет. И диплом — красный или синий — не настолько важен. 

Беседовала Валерия Шаньгина


  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты