16.02.2023
Станислав Триерс — руководитель Центра сетевых акселерационных программ платформы Национальной технологической инициативы (НТИ), генеральный директор Tess technology (г. Москва). Он окончил НГУЭУ в 2008 году, учился по направлению «Прикладная информатика в экономике», а после возглавил IT-отдел вуза и создал первый бизнес-инкубатор в нархозе. Проекту «Истории успеха» Станислав рассказал о своем пути от сотрудника университета до владельца бизнесом и о том, когда лучше начинать заниматься стартапами.
БЛИЦ-ОПРОС:
— Охарактеризуйте НГУЭУ тремя словами.
— Свободный. Молодой. Интересный.
— Чем измеряется успех?
— Если ты спасаешь котиков и тебе это нравится, ты доволен жизнью, то ты успешен. А если ты зарабатываешь миллионы, но находишься при этом в постоянном стрессе, в депрессии, то это сложно назвать успехом. Поэтому я измеряю успех уровнем удовлетворенности от работы, жизни, от окружения, которое у тебя есть.
— Вы считаете себя успешным?
— Да.
— Ваше любимое изречение или девиз?
— Если что-то пришло в голову — пробуй! Не бойся!
— Назовите книги, которые, по вашему мнению, должен прочитать каждый.
— Советую прочитать все произведения из школьной программы не в сокращенном варианте, а еще мировую классику. Мне, например, нравится «Финансист» Теодора Драйзера и книги Александра Дюма.
— Станислав, давайте начнем с профессиональной области. Основанный вами бизнес-инкубатор в НГУЭУ в 2012 году был признан лучшим студенческим бизнес-инкубатором России. Расскажите, как появилась идея его создать?
— Я учился в нархозе и с третьего курса начал здесь работать, поэтому видел университет с разных сторон. Еще в период обучения понимал, что студентам нужна не просто сухая теория, а как можно больше практики. Приведу пример на своем потоке: одногруппник, который на втором-третьем курсе устроился кредитным аналитиком в банк и работал за минимальную зарплату, на момент защиты диплома уже стал управляющим департаментом. Он не очень хорошо учился, но зато имел практический опыт: видел и понимал, как и что происходит на рынке. При этом многие одногруппники, которые хорошо учились и получили красные дипломы, но не работали до этого, после университета оказались не востребованы.
Появилась идея как можно раньше погружать студентов в практические вопросы: показывать, как обстоят дела в реальности, на рынке. Предложил руководству университета создать что-то похожее на бизнес-инкубатор и получил одобрение. Изначально это было Студенческое проектное бюро, которое в основном проводило курсы и мастер-классы по управлению проектами. В нем студенты занимались выстраиванием разных собственных проектов. Например, ребята придумали проект, который заключался в создании устройства для снятия ЭКГ с помощью смартфона.
В 2012 году бюро было преобразовано в бизнес-инкубатор Mercurius. В нем проходило много мастер-классов от крутых специалистов, на которые хотели попасть не только студенты нархоза, но и студенты и выпускники других вузов. Мы делали упор на IT: к нам приезжали компании из Технопарка и многие другие. Выступали представители финансового сектора, мы сотрудничали с Центром финансовых технологий. К нам приезжал основатель сервиса price.ru Аркадий Морейнис.
Работодатели были заинтересованы во встречах со студентами, потому что на рынке труда существует проблема: выпускников вузов нужно доучивать. Они не могут прийти в компанию и сразу начать выполнять свои обязанности. Поэтому, выступая с мастер-классами на нашей площадке, работодатели получали заинтересованных студентов: у ребят с третьего-четвертого курсов загорались глаза. Они хотели потом устроиться в компании, знали, что для этого нужно, и приходили на занятия уже с конкретным запросом.
— На ваш взгляд, задумка полностью реализовалась?
— Да, получилось то, что хотел на тот момент сделать — собрать сообщество людей, которым интересно вместе. У нас не было реализовано классического бизнес-инкубатора, но на это и не было запроса. Сейчас анализирую и понимаю, что это было скорее венчурное кафе, куда все желающие приходили знакомиться и общаться.
— Следите за его судьбой?
— Запущенный мной бизнес-инкубатор функционировал, пока я работал в вузе. Было ядро — помимо меня, небольшая группа заинтересованных студентов. Вместе мы поддерживали активность, а когда ушли, он прекратил свое существование, и после появился другой бизнес-инкубатор.
— У вас большой опыт в предпринимательстве. Дайте практический совет: что нужно делать первокурснику с идеей для того, чтобы ее «упаковать», довести до минимальной жизнеспособности продукт и получить денежный грант?
— Не советую заниматься бизнесом на первом курсе. Студентам не хватает квалификации, не хватает опыта. В этот период необходимо активно погружаться в студенческую жизнь: учиться, общаться, выстраивать связи.
Со второго курса, когда ты более-менее освоился, нужно идти и работать. Получать компетенции, опыт взаимодействия с людьми, питчинга. Чтобы ты умел выступать, выстраивать связи и знакомиться с людьми. Это критически важная история в создании собственного бизнеса.
— В последние годы студенты все чаще защищают выпускные квалификационные работы в формате стартапов и предпринимательских проектов. Как думаете, это рабочая схема?
— Если к этому относиться как к образовательному проекту, то да. Но нужно учитывать, что это не бизнес-история абсолютно. Да, в процессе ты чему-то научишься, будешь разбираться в области, в которой ты строишь стартап, защитишь диплом и все. Дальше, в большинстве случаев, ты забудешь про него, пойдешь и устроишься в компанию, станешь наемным сотрудником.
Это как начать бегать по утрам один километр и к пятому курсу планировать стать олимпийским чемпионом. Не станешь. Ты либо сразу начинай выстраивать свои тренировки и свою жизнь таким образом, чтобы стать олимпийским чемпионом, либо не обманывай себя. То же самое и здесь, если по полчаса в день и два часа в неделю уделять время стартапу, то ты не сделаешь бизнес. У тебя возникнет конфликт интересов.
У меня достаточно много было таких ситуаций в бизнес-инкубаторе в нархозе. Например, приезжает Аркадий Морейнис, на тот момент ключевой бизнес-ангел и ментор в России, который рассказывал на своих примерах, как инвестировать и во что. И группа, которая хотела прийти на его мастер-класс, не приходит. Преподаватель поставил их перед выбором: либо получить зачет, либо идти на мастер-класс «непонятно кого». У каждого студента будут такие конфликты. Ты либо делаешь бизнес, либо нет. Поэтому на базе вуза ты приобретаешь компетенции, опыт, ты учишься. Это такая образовательная траектория, дополнительная строчка в твоем резюме по итогу обучения.
— А какие сейчас вообще стартап-тренды существуют и какие стартапы ждут инвесторы?
— Сейчас мы все говорим про технологический суверенитет страны. По факту все, что связано с микроэлектроникой, космосом, медициной и так далее, будет востребовано. А также искусственный интеллект, новые материалы, различные производственные системы. Все, что связано с управлением процессами на производственных площадках. И здесь, конечно, больше шансов у различных B2B-моделей. Когда ты строишь какую-то систему для бизнеса, для компаний, а не для конкретного консьюмера. В России достаточно маленький рынок, и его тяжело захватить, потому что на него претендует много крупных игроков.
— Давайте теперь поговорим о студенчестве. Расскажите, почему выбрали НГУЭУ?
— Изначально я учился в высшем колледже информатики при НГУ. В какой-то момент понял, что продолжать обучение там не хочу. Устал от академической среды, которая была в колледже, захотелось больше свободы. Мы с другом выбирали, куда пойти. В НГТУ не хотели, а нархоз заинтересовал. Девушек много. Кампус в центре города. Красота (смеется). Выбрали его случайно, можно сказать.
— Вы родились в Новосибирске?
— Нет, на Севере — на Ямале (Ямало-Ненецкий автономный округ). Прожил там восемь лет, затем три года на Урале и потом с родителями переехали в Новосибирск. 17 лет прожил там, и вот уже 9 лет я живу в Москве.
— Помимо специальности, что еще полезного вам дал университет?
— Наверное, гибкие и жесткие навыки развил. Учился общаться, договариваться, учился дипломатии. Признаюсь, на первых двух курсах немного забивал на учебу, потому что было большое количество гуманитарных дисциплин, которые мне были не очень интересны. Например, культурология и история. А с третьего курса я начал работать в вузе. Получал различные навыки, компетенции. Сначала был системным администратором, потом внедрял электронный документооборот в нархозе, затем руководил лабораторией, IT-отделом. Еще занимался бизнес-инкубатором и преподавал. Приобретенные за это время навыки помогли мне в будущем.
— По вашему мнению, высшее профильное образование сейчас важно получать?
— Продолжаем честно говорить. Не важно, если ты не планируешь стать врачом, или, например, физиком-ядерщиком. У меня много знакомых, которые делают различные бизнес-проекты и зарабатывают миллионы. При этом у них нет высшего образования, но есть нужные компетенции, которые они получили в разных условиях. Поэтому я считаю, что если человек хочет стать условно программистом, то пусть идет на курсы, полгода учится, а после выходит на работу и зарабатывает сразу же 100-150, а может быть и 200 тысяч рублей.
При этом считаю, что человек должен учиться постоянно. Я не прекращаю обучение: в январе у меня начался курс, связанный с методологией оценки бизнеса, а в феврале
— курс по работе с голосом. Я достаточно много выступаю и веду мастер-классы, поэтому хочу прокачаться еще и в этом направлении.
— Как развивалась ваша карьера в дальнейшем?
— Меня позвали руководителем в IT-бизнес-инкубатор Академпарка. По сути, предложили делать то же самое. Сказали: «Давай бизнес-инкубатор Академпарка станет таким же центром притяжения, как стал бизнес-инкубатор в нархозе». Проработал там года 1,5, а после меня позвали в венчурный фонд в Москве заниматься развитием интернет-инициатив. Я переехал в Москву и три года работал в фонде. Это был интересный опыт. Приходилось очень много летать в командировки по стране. У меня появилось большое количество друзей и знакомых по России, с которыми я все еще продолжаю общение.
После трех лет работы в фонде уволился и начал заниматься бизнесом. Создал компанию Tess Technology, которая работает на стыке маркетинга и экономического моделирования, агрегируя собственные базы данных с экономическими и статистическими показателями. Данный анализ позволяет нам проводить более глубокое и точное исследование рынка, чем в рамках классических маркетинговых исследований.
Параллельно в 2018 году мне предложили позицию инвестиционного директора казахского венчурного фонда. Там проработал полтора года. При этом жил в Москве, но часто летал в Казахстан. Консультировал компании по выходу на российский рынок, российские компании и стартапы консультировал по выходу в Казахстан. В какой-то момент мне предложили возглавить новый венчурный фонд, который открывался в США, но я отказался. Хотел больше времени уделять своему бизнесу.
Я продолжал развивать свою компанию, и в конце 2020 года меня пригласили в НТИ возглавить амбициозный проект — объединить всю акселерацию в России в единую систему и заняться массовой акселерацией.
— То есть сейчас вы руководитель Центра сетевых акселерационных программ платформы Национальной технологической инициативы (НТИ). В чем заключается ваша работа?
— Сейчас руковожу направлением федерального проекта по ежегодному запуску 150 университетских акселераторов по всей стране. Это большой проект, с бюджетом более миллиарда рублей. Много интересного опыта. Главное, чтобы акселераторы в вузах проходили качественно, студенты принимали в них участие, получали опыт и развивали новые компетенции.
— Если нет веры в стартапы в университетах, почему вы до сих пор этим занимаетесь?
— Я не верю, что бизнесом можно полноценно заниматься на студенческой скамье. Бизнес — такая сфера, в которую надо глубоко погружаться. На старте, как минимум.
То есть первые три года надо уделять ему практически все время. И только после того, как он встанет на рельсы, можно нанять операционных директоров и постепенно делегировать задачи. Если же на это смотреть, как на развитие компетенций, то это интересная и важная история, которая даст огромному количеству студентов новый опыт. Они могут взять инструменты по развитию стартапов и потестировать их.
— Неужели нет успешных историй?
— Есть, но таких единицы. У нас по итогу 2022 года студенты сделали более 10 тысяч стартапов. Конечно же, из этого числа есть определенный процент успешных. Есть проект, который привлек 200 тысяч долларов инвестиций. Это очень позитивный эффект. Еще в Академпарке ко мне приходили ребята с маленькой игрушкой. Мы помогли им доупаковать идею, и они заработали то ли 1,5, то ли 2 млн. долларов за несколько месяцев. Вполне успешный бизнес-проект, но это не та история, которая буквально в каждом вузе встречается.
— Расскажите о своих главных достижениях за последние годы.
— Я не могу заниматься одним делом. Нравится, чтобы параллельно было несколько бизнес-проектов, чтобы была какая-то дополнительная деятельность, хобби, спорт. Я постоянно занимаюсь спортом. Например, по триатлону прошел Ironman — самую большую и сложную гонку. Сейчас продолжаю заниматься триатлоном. Стараюсь каждый день в семь утра плавать. Рядом с домом есть фитнес-клуб, и я успеваю рано утром встать, поплавать, потом отвезти дочь в школу, а после еду на работу.
— А как вообще появилась идея заняться триатлоном?
— Все было спонтанно. Коллега на работе предложил пробежать марафон. Тогда мне казалось, что марафон бегают только инопланетяне. Невозможно нормальному человеку пробежать 42 километра. Первый марафонец умер на финише! Однако идея была амбициозной. Тем более, что до этого вообще длинные дистанции не бегал. Пробегал только три километра и все.
До марафона оставалось полгода. Готовился без тренера. Почитал разное в интернете и начал. Это было ужасно. За полтора месяца до марафона получил микроразрыв связок, но амбиции взяли верх, и я пробежал московский марафон. Мне понравилось! Понял, что хочется чего-то большего.
Буквально за год до этого где-то слышал, что есть гонка Ironman, в которой ты плывешь 3,8 км., едешь 180 км. на велосипеде и бежишь марафон без остановки. Когда услышал, не поверил, что такое существует. И тут я вспомнил про этот рассказ, почитал о гонке и буквально через две недели купил участие в гонке Ironman в Барселоне. До старта оставалось 11 месяцев, я начал судорожно готовиться, искать тренера. По совету знакомых пошел к Мише Козырю из Новосибирска. Он меня подготовил. И не без приключений, я успешно финишировал.
— Вернемся к достижениям.
— Если говорить про работу, то наш бизнес постоянно растет. У нас уже группа компаний. Плюс амбициозные проекты в НТИ, которые, как я раньше думал, невозможно сделать, но все получилось.
У меня появилось хобби. Раньше понимал, что нравится готовить, а теперь я четко сформулировал для себя цель: хочу небольшой домашний ресторанчик, куда можно будет периодически приходить и что-то готовить для друзей. Сейчас я хожу в школу шеф-поваров, учусь профессионально готовить. Мне это нравится.
— Что вас вдохновляет? Откуда черпаете энергию?
— Путешествия! Мне кажется, все должны путешествовать как можно больше. Для этого не всегда нужны большие деньги. Многие люди, которые путешествуют, зарабатывают даже меньше, чем те, которые не путешествуют. В России очень много красивых мест. Я рекомендую всем посетить Алтай, Байкал, безумно красивую Якутию. За границей мне очень нравится Амстердам, Будапешт. Можно находить билеты чуть ли не на автобус, но путешествовать.
— Станислав, дайте напутствие студентам, которые выходят на рынок с дипломами и которым предстоит выбрать дальнейший путь.
— Я бы рекомендовал не переживать, что путь один и его надо выбрать. Пусть пробуют все. Если что-то не нравится, встают и уходят. Чем моложе человек, тем больше ему нужно пробовать. Только тогда он поймет, что ему нравится, что нет и чем он хочет заниматься.
Беседовала Инна Мареева