22.03.2023
Проект «Истории успеха» продолжает серию интервью с выпускниками НГУЭУ, которые после окончания вуза остались в нем работать и построили успешную карьеру. Светлана Петухова — одна из таких выпускников. В 1995 году она окончила нархоз по специальности «Менеджмент», в 2003-ем защитила кандидатскую диссертацию, а в 2008-ом получила ученое звание доцента. Сейчас Светлана Валериевна — заведующая кафедрой корпоративного управления и финансов НГУЭУ.
БЛИЦ-ОПРОС:
— Охарактеризуйте НГУЭУ тремя словами.
— Продвинутый. Креативный. Предпринимательский.
— В чем измеряется успех?
— В ощущении.
— Как образование влияет на способность человека достичь успеха в жизни?
— Оно расширяет горизонты.
— Ваше любимое изречение или девиз?
— Если безобразие нельзя остановить, то его нужно возглавить.
— Назовите книги, которые как-то на вас повлияли и которые, по вашему мнению, должен прочитать каждый.
— Из профессиональной литературы советую читать классику: начиная с книг Майкла Мескона и заканчивая книгами Генри Минцберга и профессора Александра Аузана. Они влияют на профессиональное восприятие и мышление. Из художественной литературы мне нравятся детективы. Например, романы Агаты Кристи и Рекса Стаута.
— Светлана Валериевна, расскажите свою историю поступления в институт народного хозяйства.
— Я поступила в 1990 году на «Менеджмент». Тогда был первый набор на новую специальность, поэтому нас называли экспериментальной группой, номер — 021. Это был проект ректора Петра Васильевича Шеметова. Он лично вел занятия и на первом, и на старших курсах, входил в комиссию на госэкзамене, поэтому при поступлении у всех абитуриентов были высокие баллы. Экзамены сдавали непосредственно в институте, и проходной балл в нашу группу после трех экзаменов, которые оценивались по пятибалльной шкале, был 14. То есть две «пятерки», одна «четверка» — это самые низкие оценки, которые могли быть.
— Вы родились в Новосибирске?
— Нет, я родом из Казахстана. В Новосибирске оказалась, поступив в специализированную физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете.
— Почему тогда выбрали нархоз для поступления?
— Про вуз мне рассказала подруга, которая училась в Новосибирске. И он мне очень понравился тем, что ориентирован на экономику и тем, что находится в центре города. Даже тогда это было здорово.
— Светлана Валериевна, а чем вас заинтересовала экономика?
— Хороший вопрос. Дело в том, что в физико-математической школе достаточно хорошо была организована профориентация. Преподаватели, которые вели у нас занятия, были профессиональными химиками, физиками, математиками, историками. Ведя школьные дисциплины, они невольно очень хорошо профориентировали ребят. Так, экономика понравилась мне еще в 10 классе, и я совершенно сознательно ее выбирала.
— Какие лекции и семинары вы посещали наиболее охотно, когда учились?
— У нас не было традиции не посещать занятия. Группа подобралась очень сильная: из 25 человек половина окончила институт, точнее, на тот момент уже академию с красными дипломами. Поэтому мы посещали все занятия, но самыми любимыми были, конечно, профильные и профилирующие. Например, очень нравилась экономическая теория. У нас ее вел молодой, красивый, интересный, компетентный преподаватель Сергей Анатольевич Филатов. Мы слушали его с огромным удовольствием. Очень нравился менеджмент, стратегический менеджмент, который вел Юрий Васильевич Гусев. Тогда молодой доктор наук, только окончивший докторантуру Ленинградского финансово-экономического института (СПбГЭУ — прим. ред.). Интересной была статистика. Ее вел Ионин Владимир Георгиевич. Он до последнего работал в вузе.
У нас были прекрасные преподаватели и очень интересные предметы. Поэтому я даже не могу сказать, что мне что-то не нравилось. Скорее все нравилось. Даже физкультура нравилась, потому что мы ходили на лыжах по Березовой роще.
— А что еще запомнилось?
— У нас сложились очень теплые отношения с сокурсниками, мы до сих пор стараемся поддерживать контакты между собой. Многие из них стали достаточно известными людьми в профессиональной области. У нас были самые обычные развлечения для студентов: мы гуляли, ходили в кино или ездили к кому-нибудь в гости, а летом на дачу. Каких-то особых хобби в начале 90-х годов не было. Кроме, пожалуй, одного — театра. Мы любили театр и с большим удовольствием ходили в оперный, в музыкальный театры. Особенно нам нравились премьеры или гастрольные спектакли.
— Может быть, сложились какие-то студенческие традиции?
— Мы всегда вместе встречали Новый год и потом отмечали выпуск из университета. Я жила с несколькими своими одногруппниками в общежитии, которое в то время было единственным в нархозе — общежитие на Фрунзе. Мне выделили место после окончания первого курса за отличную учебу. Мы выполняли вместе некоторые задания. Например, когда нужно было измерять физическую активность (приседать, бегать по лестнице и измерять пульс), мы собирались: парни бегали, а девочки считали пульс. Веселилось все общежитие!
А еще в начале 90-х годов ребята имели дурную привычку — загорали на крыше. Комендант даже проводила рейды в мае — поднималась на крышу, ловила загоральщиков и ругала. В самом тяжелом случае отводила к Петру Васильевичу, чтобы он их отругал. Студенты изображали на лицах раскаяние, а потом снова отправлялись загорать (смеется).
— Сейчас выпускники и преподаватели советуют студентам уже со второго-третьего курса начинать работать по специальности, чтобы теоретические знания, которые они получают, были подкреплены практикой. А в какой момент вы начали работать?
— С преддипломной практики, фактически на пятом курсе. До этого не было необходимости и потребности в том, чтобы идти подрабатывать или работать. Кстати, из нашей группы только один студент начал работать с третьего курса.
— Каким было ваше первое место работы?
— Новосибирский завод «Электросигнал». Он, кстати, насколько я знаю, до сих пор работает, хотя профиль деятельности немного поменялся. На тот момент я устроилась в планово-экономический отдел, группа производственного планирования. Это хороший опыт, потому что предприятие имело очень большую номенклатуру продукции, было много контрагентов и задач.
— Как дальше развивалась ваша карьера?
— В середине 90-х сложилась достаточно тяжелая ситуация: зарплаты низкие и выплачивались с большими задержками. Я перешла работать в коммерческий банк «Российский кредит» специалистом отдела валютных операций. Это был уже другой опыт: клиентского обслуживания, взаимодействия с коллегами, продаж банковских товаров.
Образование, полученное в нархозе, позволяло устроиться в банк, потому что все необходимые дисциплины мы проходили. У нас, кстати, была интересная особенность, которую я бы с удовольствием возродила сейчас: нам дополнительно преподавали бухгалтерский учет.
Надо сказать, что сразу после окончания нархоза я поступила в аспирантуру, но по разным причинам у меня, как и у многих аспирантов, случались перерывы в обучении. Однако в 2000 году я совершенно осознанно захотела защитить кандидатскую диссертацию. Так пришла работать в наш университет и восстановилась в аспирантуре.
— А чем вас заинтересовала система высшего образования? Почему приняли решение строить карьеру именно здесь?
— Сначала было просто интересно попробовать, мне хотелось окончить аспирантуру и защитить диссертацию. А когда пришла на кафедру управления, мне очень понравился коллектив, потом студенты, а затем и работа в целом. Преподавательская работа очень разноплановая и насыщенная. Она позволяет долго сохранять интеллектуальную и физическую активность. Работа с молодежью в принципе — очень привлекательная вещь.
— В 2020 году вы были назначены заведующей кафедрой. Расскажите о своем карьерном росте в НГУЭУ.
— Путь стандартный. В 2000 году я стала ассистентом кафедры управления, затем меня избрали старшим преподавателем. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию, а в 2008 году получила ученое звание доцента и в этой должности работала до 2020 года. После мне предложили возглавить кафедру корпоративного управления и финансов. Мой путь не уникален, многие коллеги его проходили, но он позволяет очень хорошо понимать предмет работы и специфику как с точки зрения преподавателя, так и с точки зрения студентов, а также административного работника.
— Поговорим теперь о работе на кафедре. Какие приоритетные задачи стоят перед вами сейчас?
— В первую очередь, развитие кадрового потенциала кафедры. На кафедре высокий уровень остепененности, но есть необходимость работать дальше, чтобы коллеги могли получить ученое звание доцента.
Другое направление — развитие образовательной деятельности. В частности, подготовка к переходу на стандарты ФГОС ВО-4. Это стратегическое развитие, которое связано с привлечением абитуриентов на направления «Экономика» и «Менеджмент». По ним у нас последние несколько лет наблюдается снижение набора. Безусловно, мы с коллегами думаем, как этот набор увеличивать.
И третья задача, важная для всех кафедр, — это, естественно, научная работа, повышение и продвижение экспертности, расширение возможностей для научной деятельности.
— Вы отметили снижение набора за последние несколько лет. Действительно, сейчас складывается тенденция, когда высшему образованию абитуриент предпочитает среднее профессиональное. Как вы считаете, с чем это связано?
— Интересный вопрос. Знаете, в средствах массовой информации и в личных беседах те учителя, которые работают со средними классами, говорят о том, что в ряде случаев школьники просто боятся сдавать ЕГЭ.
ЕГЭ как форма итогового контроля при получении среднего образования имеет и плюсы, и минусы. В каких-то случаях эти минусы выпускников не пугают, но бывает и так, что они перевешивают. Ребятам проще написать после 9-го класса ОГЭ или после 11-го сдать ЕГЭ с минимальными баллами и поступать на СПО.
Второй момент: СПО дает конкретную профессию. Высшее образование ее тоже дает, но дольше. Человек, имея среднее профессиональное образование, может идти работать и он будет востребован. Кроме того, обучение на СПО может быть определенной семейной стратегией. Одно дело оплачивать обучение ребенку четыре года, причем с неочевидным выхлопом, другое — оплатить два года, но у него уже будет профессия, а дальше его можно уже отпустить. Если он захочет учиться дальше, то будет получать высшее образование.
Кроме того, думаю, немаловажную роль играет и то, что наш университет все-таки предлагает востребованные специальности СПО. Потому что если мы посмотрим на систему среднего профессионального образования в России в целом, то увидим и невостребованные специальности.
— А как часто выпускники программ среднего профессионального образования приходят за высшим?
— На направление «Менеджмент» и «Экономика» набирается в среднем одна-две группы студентов после окончания СПО. Это, конечно, очень низкая конверсия и все кафедры, которые имеют отношение к этому процессу, активно работают по привлечению абитуриентов на базе СПО. Используем свои социальные сети для того, чтобы приглашать ребят на программы высшего образования.
Сейчас мы совместно с кафедрой экологической безопасности и управления природопользованием открыли программу «Управление недвижимостью», рассчитанную специально на ребят СПО: и на наших, которые оканчивают специальность «Землеустройство», и на студентов из других колледжей, которые учатся на аналогичной специальности. Эта программа в том виде, в котором мы ее запланировали, нигде в Новосибирске не представлена.
Потребность в кадрах в области управления недвижимостью колоссальная, и мы все постоянно с ней соприкасаемся: снег не убран, крыши не чищены, до управляющей компании не дозвониться, а если получилось, то тебе там еще и нахамят. Эта область очень сильно нуждается в профессиональном управлении.
— Светлана Валериевна, высшее профильное образование сейчас важно получать?
— Безусловно. Дело в том, что современные тренды в социуме, в экономике, в политике усложняются. Человеку нужно высшее образование хотя бы для того, чтобы в этом разбираться, и для того, чтобы быть успешным. Высшее образование открывает человеку широкие горизонты для его востребованности и возможности продвижения в жизни. Это не означает, что он через 20 лет будет заниматься тем же, чем он занимается сейчас, получив высшее образование. Но у него будет база, которая позволит потом переучиваться, осваивать что-то новое, открывать свой бизнес. То есть мы даем те инструменты, которые позволяют человеку быть успешным. Поэтому ответ на вопрос о востребованности высшего образования, как мне кажется, достаточно однозначный: это важно и нужно.
— Как бы вы описали портрет современного студента? Какие студенты учатся на ваших направлениях?
— Конечно, сегодня студенты отличаются от тех, что были 20 лет назад. Современные студенты любознательные и достаточно активные. Другое дело, что эту активность нужно четко направлять в нужное русло. Они очень отзывчивые на честную преподавательскую работу. То есть, когда преподаватель старается им что-то дать в профессиональном смысле, студенты позитивно это воспринимают. Поэтому мне со студентами нравится работать. Они хорошие в основной своей массе, а нехорошие у нас очень быстро перестают учиться.
— Сегодня в университете такое разнообразие внеучебных траекторий — можно заниматься наукой, творчеством, спортом и даже бизнесом. Если можно было бы выбирать, то вы предпочли бы учиться в то время или сейчас?
— Наверное, я бы оставила все, как есть. Потому что профессиональный преподаватель отличается тем, что он действительно все время учится. Преподавание интересно тем, что оно никогда не бывает оконченным. Каким бы специалистом ты ни был, меняется ситуация, меняется жизнь, возникает то, что мы называем челленджем или вызовом, и надо учиться дальше, поэтому мы тоже учимся вместе со студентами.
— Светлана Валериевна, вы всегда очень энергичная. Расскажите, что вас вдохновляет и откуда черпаете эту энергию?
— Я люблю читать, люблю музыку и театр. Что касается источника энергии, когда сильно устаю, помогает музыка. Люблю слушать классическую музыку, и для меня это хороший отдых. Пожалуй, энергию дает и работа. Недавно у нас были встречи с участниками проекта «Вдохновители» и они сказали о том, что две основные характеристики успешного человека и успешного менеджера — это любознательность и энергия.
Если вы любознательны, то вы будете энергичны, потому что вам все интересно. Мне интересно огромное количество вещей, и это один из источников той самой энергии.
— Можно сказать, что вы нашли свое призвание?
— Мне кажется, что да.
— А не было мысли попробовать себя в какой-то другой деятельности?
— Мысли были и предложения были разные. Но если поразмышлять, то сменить университет на другую работу мне не хотелось никогда. Работа интересная, насыщенная, многозадачная. Она очень чувствительна ко всем изменениям, которые происходят в социуме. Работающий в системе образования человек поневоле вовлекается во все процессы, которые происходят в экономике и социуме, то есть он не изолирован. Он всегда в теме, в тренде.
Например, в стране только появились сообщения о том, что в РАНХиГСе студент написал выпускную квалификационную работу с помощью искусственного интеллекта, и работа прошла проверку на антиплагиат, а Павел Анатольевич (ректор НГУЭУ — прим. ред.) уже ставит перед нами задачу отреагировать на это. Мы с искусственным интеллектом еще не сталкивались, но уже должны думать, что будем с ним делать. Еще и проблемы может нет, это пока первый прецедент, но мы реагируем. Если возникнет проблема, у нас будет решение.
— Напоследок дайте, пожалуйста, совет студентам: на что обратить внимание сегодня, чтобы стать успешным человеком завтра?
— К большому сожалению, в студенческой среде есть тенденция делить предметы на важные и неважные. Но когда человек учится, ему сложно прогнозировать, что может оказаться наиболее важным через 5-10 лет. Поэтому студентам я бы посоветовала брать от университета все, что можно. Университет дает очень большие возможности. Это и дисциплины по выбору, и факультативы, и внеаудиторные мероприятия, встречи с интересными людьми. Чем шире у студента будет кругозор, тем легче ему будет найти свое место в жизни. Легче будет на этом зарабатывать и понять, что ему нужно, чтобы быть успешным.
Беседовала Инна Мареева
Фото из личного архива Светланы Петуховой