НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Университет
  •  > 
  • Истории успеха

Светлана Шарпф: «Если таланту находится применение, человек становится счастливым»

Начальник контрольного управления Новосибирской области Светлана Шарпф (Прокудина) окончила нархоз по специальности «Финансы и кредит» (специализация — «Государственные и муниципальные финансы») в 2000 году. Придя еще во время учебы в Правительство Новосибирской области на практику, она осталась там и работает вот уже более 17 лет.

Светлана Шарпф: «Если таланту находится применение, человек становится счастливым»
— Светлана Леонидовна, как вы оцениваете подготовку студентов НГУЭУ?

— Подготовка студентов во многом зависит не столько от преподавателей, учебного плана института или его общих подходов к уровню образования, которое он дает будущим специалистам — бакалаврам или магистрантам, сколько от человеческого фактора. Я не могу сказать за всех студентов нархоза, но как-то, просматривая выборку выпускников экономического профиля разных лет и вузов (в том числе и НГУЭУ), я для себя сделала вывод, что год на год не приходится. Например, среди тех, кто окончил нархоз в 1999–2000 годах, многие успешно реализовали себя в профессии и достигли хороших результатов. Они стали заметными и авторитетными специалистами в экономической сфере, я регулярно встречаю их на различных мероприятиях — экономических форумах, конференциях, семинарах. И по этим двум годам я могу сделать вывод, что подготовка специалистов экономического профиля в НГУЭУ на высоком уровне, образование правильное. Но одно дело, когда человек учится только для получения диплома. И другое — когда высшее образование нужно для получения профессии, которая нравится. Понятно, что тогда человек в ней и останется. Такой вот расклад: невозможно заставить полюбить экономику или информатику, если к этому нет призвания, и человек, хоть и окончит вуз по случайно выбранной специальности, вряд ли будет в этой области работать и уж тем более вряд ли станет хорошим специалистом. Но кто хочет получить профессиональные компетенции в НГУЭУ — получает их сполна.

— Какой вы были студенткой?

— Я не знаю. Наверное, в первую очередь, очень активной: много участвовала в конференциях, олимпиадах различного уровня. Мне все было интересно.

— Где, на ваш взгляд, легче учиться — в школе или в вузе?

— Мне кажется, учиться в институте гораздо проще, чем в школе. Ты просто не можешь не знать предмет, если слушаешь лекции и занимаешься на семинарах. Преподаватели «разжевывают» материал, советуют, что почитать по той или иной теме. Но когда ты вообще ничего не делаешь: пропускаешь лекции, к семинарам не готовишься и так далее, тогда, конечно, у тебя будут «хвосты», и ты с трудом будешь сдавать сессии. Даже не могу представить, как можно просидеть на лекции и ничего не запомнить! Чтобы поступить в институт ты уже приложил массу усилий, поэтому и учишься осознанно, начиная с общеобразовательных предметов. В школе же знания накапливаются как бы слоями, и если что-то не понял в предыдущей теме или пропустил уроки, дальше твои знания «проваливаются». Волнует это не всех и не всегда, ведь зачастую школьники вообще не понимают, зачем, например, им физика или математика, если они считают себя гуманитариями, или литература — если их интересуют точные науки. Осознанности, мотивации к учебе, которая есть у студентов, школьники еще не имеют.

Однако ситуация меняется, и я часто слышу от моих коллег, знакомых, что сегодня очень много целеустремленных детей, которые еще в школе точно знают, куда они будут поступать и кем работать.

— А у вас как было?

— Моя мама была бухгалтером, потом аудитором, и мне тогда казалось, что я никогда этим заниматься не буду, потому что видела, как она сутками просиживает над бумагами. А теперь я тоже сижу над бумагами, правда другими.

Я любила математику, а в нархозе ее всегда было много. И если ты успешно сдала вступительный экзамен по этому предмету, то ты умница. А кто ж не хочет так про себя думать! Да и экономика мне была интересна еще со школы. Поэтому я и поступила в нархоз — и никогда об этом не жалела. А решать задачки, теперь уже по финансам, мне по-прежнему интересно. Моя работа в этом и заключается — найти решение. Не всегда оно выражается в цифрах, потому что основывается и на анализе ситуаций, но это все та же математическая задача. Вообще, работа в бюджетной сфере разноплановая: это и цифры, и нормативно-правовая деятельность, логика и прогнозирование, решение нестандартных ситуаций.

— Вы прошли на работу в Правительство Новосибирской области по конкурсу?

— Сейчас по требованию федерального законодательства все кандидаты, претендующие на работу в министерство, проходят жесткий конкурсный отбор. Отбирают лучших, чтобы создать надежный кадровый резерв на будущее. Ведь коллектив меняется, у людей разные жизненные обстоятельства бывают. Например, многие мои коллеги и однокурсники уехали — кто в Москву, кто за границу.

Но 17 лет назад не было такого законодательства, и на работу в правительство было проще попасть, чем сегодня. После четвертого курса я пришла в бюджетный отдел, тогда еще управление финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области, на практику. В процессе поняла, что это мне интересно. И если до этого еще колебалась, какую специализацию на пятом курсе выбрать (думала даже на «Банковское дело» пойти), то после практики окончательно решила: «Государственные и муниципальные финансы». Кстати, эта специализация в нархозе просуществовала недолго, кажется, всего пару лет.

На преддипломной практике я была два месяца — с февраля по март. Получилось так, что практика стала полноценной работой. В отдел нужны были дополнительные сотрудники, их не хватало для того, чтобы формировать бюджет. Компьютеры в то время уже были, мы уже освоили Excel, но катастрофически не хватало рук. Мои пригодились — тем более, что у меня дома был компьютер, и работать на нем я умела.

— С чем была связана такая нехватка кадров?

— Кадровый голод, образовавшийся тогда в бюджетном отделе, был связан с открытием в Новосибирске Федерального казначейства, куда ушла часть специалистов из управления. А объем работы остался не просто прежним, но еще и увеличился (да он и сейчас с каждым годом растет). Как-то недавно мы с коллегами шутили: если позапрошлый год мы все выходные жили на работе, то сейчас научились работать так, чтобы по выходным не работать, но все равно все успевать. Оптимизация и совершенствование нашего рабочего процесса происходит непрерывно.

— И после практики вы устроились на постоянную работу?

— Да. Мне предложили остаться в отделе. Помню, я тогда возразила, ведь я еще студентка. «Ничего, — сказали мне, — оставайся». Первая моя должность была самой маленькой — специалист первой категории. Причем устроилась я сначала на время декретного отпуска сотрудницы, работавшей до меня на этой должности. Кстати, в нархозе тогда (не знаю, как сейчас) практически все студенты старших курсов уже работали по специальности.

— А как же учеба?

— Переводились на заочное или вечернее отделение. Я закончила дневное отделение, с красным дипломом, и дипломную работу по бюджетному процессу писала и защищала уже исходя из приобретенного собственного опыта. Ведь к тому времени уже практически год отработала. И этот круг бюджетного процесса — летом мы начинали формировать бюджет на следующий год и заканчивали отчет по предыдущему году — я знала и в теории, и на практике.

— Преподавателей НГУЭУ вспоминаете?

— Конечно, много было интересных преподавателей, они многое сделали, чтобы мы стали специалистами в своем деле. Но, к сожалению, мы с ними если и видимся, то чаще всего случайно. Вообще, мы сотрудничаем с вузами: по взаимной договоренности студенты приходят к нам на практику. Это, конечно, создает дополнительную работу сотрудникам, потому что ребятами надо заниматься, отвлекаясь от основных дел. Но это окупается сторицей — многие из практикантов потом приходят к нам на постоянную работу. Также мы привлекаем вузы, и НГУЭУ в том числе, к участию в наших разработках. Например, были созданы рабочие группы по совершенствованию мер социальной поддержки граждан, по применению мультипликативного метода. Специалисты от науки — это совсем другой взгляд на проекты, они видят картину шире, чем те, кто непосредственно находится внутри этого процесса.

— Встречаетесь ли с однокурсниками?

— Да, но, на мой взгляд, очень мало таких встреч. Многие разъехались, у кого-то телефоны поменялись. Замечательная встреча с однокурсниками была в прошлом году в НГУЭУ. Правда, было немного ребят, мне показалось, что люди были недостаточно проинформированы о Форуме выпускников. Вообще, замечательно, что университет сейчас занимается выпускниками, и так называемая «программа лояльности» для нас как вторая жизнь. Ведь много лет прошло с момента окончания университета, и так приятно, что о нас не забывают!

— Много ли областном правительстве выпускников НГУЭУ?

— Да. И не только в министерстве финансов (Светлана Шарпф с 2013 по 2021 год занимала должность заместителя министра финансов Новосибирской области). Есть выпускники разных лет. Например, по-прежнему работают те, кто окончил нархоз 30 лет назад. Интересно, что они все из одной группы. В какие-то годы целый поток факультета выходил из университета и оставался в финансовой системе. Как мне кажется, это связано еще и с тем, что происходило в экономике страны в то или иное время. В одни года большинство выпускников уходили в бухгалтера, в другие — становились аудиторами, шли в банковское дело или бизнес.

— После нархоза вы где-то еще учились?

— Так как в финансовой сфере постоянно происходят какие-то изменения, мы регулярно проходим переподготовку на различных курсах, тренингах. У нас так положено.

— Учиться в аспирантуре не планируете?

— Где-то очень глубоко это желание есть. Но у меня двое детей, и я снова «учусь» в школе. Поэтому аспирантуру отложила на потом. Хотя, наверное, это вопрос желания. Если что-то хочется, то ты можешь самоорганизоваться так, что все успеешь, все сделаешь. Все остальное — на мой взгляд, отговорки. Это я про себя и возможную учебу в аспирантуре. Наверное, я еще не готова.

— Что бы вы пожелали сегодняшним студентам НГУЭУ?

— Быть активными как в научной, так и в общественной жизни университета. Учеба в вузе — это необходимая для каждого человека деятельность, работа, если хотите. Еще это возможность получить багаж отношений, дружбы, контактов — все это неоценимо.

— Если человек поступил в вуз, но разочаровался в своем выборе, что ему делать?

— Я считаю, что человек должен заниматься тем, что ему интересно. Разочаровался в своем выборе — срочно переводись на другое направление, пусть даже с потерей курса. Как мне кажется, если заниматься тем, что не радует, ты не реализуешь свои возможности, а губишь себя. У каждого из нас есть какой-то талант, и, если ему находится применение, человек становится счастливым.

Ксения Леус
Фото: Сергей Мордвинов


  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты