Виктория Карунина окончила НГУЭУ более 30 лет назад — в 1986 году по специальности «Финансы и кредит» (специализация — кредит). Сегодня она — заместитель министра финансов и налоговой политики Новосибирской области.
— Почему вы, Виктория Александровна, после школы выбрали институт народного хозяйства?
— Я окончила новосибирскую школу № 85, сейчас это школа «Журавушка», где учатся талантливые дети. Конечно, выбирая, в каком вузе учиться дальше, я ориентировалась только на свои предпочтения. А так как я была гуманитарием, то и в институте хотела изучать то, что не связано с точными науками. И вступительные экзамены выбирала соответствующие любимым моим школьным предметам — иностранному языку, истории, литературе и т. д.
— Но нархоз всегда считался экономическим вузом...
— Я считаю, что творческого начала в экономике гораздо больше, чем просто цифр. Точные науки — это исключительно формулы и алгоритмы, а экономика, которая является наукой гуманитарной, — это про человека и общество, и здесь одних только формул будет недостаточно. Нужен творческий подход, умение предвидеть ту или иную экономическую ситуацию, рассматривать различные варианты, планировать, анализировать, учитывать человеческий фактор и т. д.
— И все же по поводу поступления — вы рассматривали другие варианты?
— Да. У меня их было три: институт народного хозяйства, медицинский и НГУ. Мне как-то ближе был все же именно институт народного хозяйства, после которого работать можно было в самых разных областях. Сказать, что кто-то из моих родственников или знакомых там учился, я не могу. Поэтому в какой-то степени это был случайный выбор. Мы пошли поступать вместе с подругой. И я сначала выбрала МТС, но опять же волею случая оказалась на «Финансах и кредите». И нисколько об этом не жалею.
— Какие предметы вам особенно нравились в университете?
— Да, наверное, все. И гуманитарные, и предметы по специальности — все виды статистики, политэкономия, советское право, денежное обращение и кредит. Ректором в институте тогда был Анатолий Данилович Коробкин, и он преподавал у нас «Вычислительные машины и программирование». Это было безумно интересно. Персональных компьютеров в привычном понимании тогда еще не было, а эти огромные, под потолок, электронно-вычислительные машины (ЭВМ), на которых нас учили работать, были из области фантастики. Наверное, многим это покажется странным, но мне также была интересна и политэкономия. Казалось бы, чем могут увлечь производственные отношения и законы, управляющие их развитием? Но здесь как раз тот случай, когда все зависит от преподавателя. К сожалению, имя и отчество ее я уже не вспомню, но ее фамилию помню — Аксенова. Она сама была увлечена своим предметом, и нас им «заразила». У нас на потоке было много ребят с рабфака, и они — по нашим меркам уже взрослые — нередко задавали этому молодому преподавателю непростые вопросы, от которых она порой даже смущалась. Но было интересно наблюдать за полемикой, которая случалась на занятиях. Запомнились, конечно, и другие преподаватели — Г. М. Раскулина, Л. Н. Швец, Н. М. Дементьева, Н. А. Золотарева. Вообще, я по жизни твердый хорошист. Но у меня в университете все же была одна тройка. Не из-за того, что я плохо подготовилась к экзамену, а, скорее, из-за легкого недопонимания с преподавателем. И это нормально, такое бывает, трагедии я из этого не делала, обиду в душе не держу. Наверное, именно такие ситуации характер тренируют, поэтому они должны быть в жизни каждого.
— Что вам дал университет?
— Понятно, что знания, которые я получила в институте, сейчас уже устарели (знания, вообще, очень быстро устаревают), но, безусловно, на первом этапе моей трудовой деятельности положительную роль они сыграли.
— Наверное, учеба в вузе дает не только знания?
— Конечно. Институт научил многому. Например, работать с документами, анализировать различные ситуации, работать в команде, слышать чужое мнение и т. д. Мне, наверное, как и многим, всегда больше импонировали не лекции, а практические занятия, на которых мы учились применять теорию на практике, проверять свои знания, добиваться результата. И вот именно эти навыки оказались востребованы в моей работе в первую очередь. И получила я их в институте, за что ему благодарна.
— У вас была дружная группа?
— Да. Мы много времени проводили вместе, и не только на занятиях. Ходили друг к другу в гости, на демонстрации два раза в год — 7 ноября и 1 мая, вместе встречали другие праздники, дружно болели за команду нархоза, которая тогда успешно играла в КВН. Очень нас сплотили сельскохозяйственные работы: нас отправляли к сельчанам, чтобы помочь им урожай собирать — осенью 1983 года, перед началом учебы на втором курсе, ездили на картошку.
Осенью 1983 года, перед началом учебы на втором курсе, ездили на картошку
Помню, как мы ее сортировали, стоя на комбайнах. Еще в те годы, когда я училась в институте, среди студентов были очень популярны стройотряды. Это была очень хорошая школа, она воспитывала характер, учила преодолевать трудности. Я, например, так как еще в школе на практике овладела профессией штукатура, летом 1984 год, после второго курса, ездила в составе стройотряда в Усть-Таркский район, занималась отделочными работами в здании, где позднее расположилась Центральная районная больница. Вообще, это всегда здорово, когда молодежь что-то полезное делает своими руками, когда она объединяется ради этого со своими сверстниками. Такая насыщенная общественная деятельность оставляет хорошие воспоминания на всю жизнь. У меня этих воспоминания — море, как и у моих однокурсников. Понятно, что это была еще и романтика — деревенские дискотеки, вечерние костры, самостоятельная жизнь вдали от родителей.
С одногруппниками два раза в год ходили вместе на демонстрации — 7 ноября и 1 мая
— Вы связь с однокурсниками поддерживаете?
— К сожалению, жизнь нас раскидала. Уже на старших курсах многие создали семьи, появились новые заботы, после выпуска мы разъехались по разным городам. Сейчас как-то этот процесс пошел вспять, благодаря социальным сетям находятся однокурсники, о которых ничего не было известно десятки лет, и это, конечно, радует. В принципе, я, например, стараюсь быть в курсе того, как складываются дела у многих ребят. К сожалению, на то, чтобы вести обширную переписку по интернету, нужно время, которого катастрофически не хватает. Вот, когда буду на пенсии, времени на переписку будет, я надеюсь, больше. А со своей подругой, с которой вместе поступали и учились в НГУЭУ, мы по-прежнему постоянно общаемся.
— После окончания института, где вы работали?
— В те годы выпускников вузов распределяли по различным организациям, в различные города. Так как я человек ответственный, то просто обязана была работать там, куда меня направил институт. Я ведь как тогда рассуждала: государство тратило на меня деньги, обучая будущего специалиста, да еще стипендию платило за хорошую учебу, и я обязана отработать все эти затраты. Так и оказалась в Кемеровской области, в областной конторе Госбанка, где была принята на должность экономиста в отдел финансирования капитальных вложений АПК.
— Сегодня выпускникам, уехавшим после института в глубинку, бывает, даже квартиру дают. Как у вас было с квартирными условиями в другом городе?
— Мы с подругой в Кемеровскую область поехали — это с ней мы поступали вместе. Приходилось и в гостинице жить, пока нас оттуда не выселили, и в общежитии. Квартиру нам не дали. Но, в принципе, нас это не огорчало — были молодые и особой проблемы в этой своей неустроенности не видели.
— Ну, и как вы влились в трудовой коллектив? Помните, у сатириков было: «Забудьте, чему вас учили в институте, вы на работе!»
— Нет-нет, ничего такого не было. Зато, помню, что было много реформ. Через полтора года контора, где я начала свою деятельность, была реформирована, из одного Госбанка образовалось четыре. И меня перевели в аналогичный отдел, но это был уже Агропромбанк. Проработала я там два с половиной года. Так вместо трех, положенных по направлению, отдавала «долги», как молодой специалист, четыре года. Мне очень нравился коллектив, мне, вообще, всегда везет на коллег. И работа была достаточна интересной, я доросла до заместителя начальника отдела. Но я вернулась в Новосибирск.
— Почему?
— Когда я приезжала в Новосибирск навестить своих родных, стала замечать, что у меня появился провинциальный страх перед большим городом. За четыре года в Кемеровской области я отвыкла от такого потока машин, такого огромного количества людей на улицах. И поняла, что мне окончательно нужно возвращаться к себе домой, в столицу Сибири. Вернулась, устроилась работать в финансовое управление Новосибирского облисполкома.
— Наверное, непросто было получить такое место?
— Мне помог случай. В то время при смене работы очень важно было, чтобы трудовой стаж был непрерывным. И все старались устроиться на новую работу в течение двух недель с момента увольнения с предыдущей. У меня, когда я вернулась в Новосибирск после четырехлетнего отсутствия, как-то не получалось найти подходящее место. Переживала, конечно. Помогла соседка, которая работала тогда в финансовом управлении. Она, узнав мою ситуацию, подсказала, что в управление требуются экономисты. Я успешно прошла собеседование — и стала осваиваться на новом рабочем месте. В то время конкурса на вакантные места, как сейчас, в министерство еще не было. В 32 года, в 1997 году, я уже стала заместителем руководителя управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области.
За годы моей работы здесь, название нашей организации менялось несколько раз. Управление финансов при администрации Новосибирской области, затем Управление финансами Новосибирской области, потом было время департаментов. И только в 2010 году мы стали министерством. Реформирование заключалось, конечно, не только в смене, что называется, вывески. Организовывались новые финансовые структуры — Управление федерального казначейства, налоговая служба, контрольно-ревизионное управление и другие подобного рода организации, и многие сотрудники, с кем я работала, перешли туда. Из-за этого в нашем министерстве на какое-то время образовался, что называется, кадровый голод, особенно на руководящие должности. И это был шанс для оставшихся сотрудников проявить себя наилучшим образом, чтобы претендовать на более высокую, может быть, даже руководящую должность. Хотя многое в этом вопросе играет, конечно, и случай, вернее такая логическая цепочка различных обстоятельств, которые складываются в твою или не в твою пользу. Правда, мне кажется, если у тебя нет каких-то волевых качеств, необходимых для руководителя, деловых компетенций и целеустремленности, благоприятные обстоятельства пройдут мимо тебя.
— В этом году НГУЭУ отмечает 50-летие. Что вы пожелаете университету?
— Сохранить и приумножить то общественное признание, что у него уже есть. Но я не хочу рассматривать университет в отрыве от тех людей, что там работают, учатся сейчас или уже окончили нархоз. Именно эти люди формируют в сознании общественности то признание, которое университет, безусловно, заслужил. Желаю, чтобы студенты НГУЭУ любили своих преподавателей, и сохраняли связь с ними и после окончания университета. Преподавателям желаю любить студентов, и не терять их из виду и после выпуска из университета. Это нужно и тем, и другим. Руководству университета желаю создать в НГУЭУ такую атмосферу, чтобы студент был уверен, что здесь его дом, что его здесь всегда ждут и помогут. Конечно, желаю также дальнейшего развития, творческих планов. И претворения в жизнь всего, что задумано.
— А что бы вы себе пожелали?
— Я счастливый человек. Мне всегда везло на людей, с которыми я общаюсь, работаю вместе, с которыми я знакома. И я бы очень хотела, чтобы все они были рядом со мной всегда, никуда не уходили из моего круга общения.
Ксения Леус
Фото Сергея Мордвинова и из личного архива выпускницы