Алёна Коваленко (в студенчестве — Елена Трегуб) окончила НГУЭУ во времена, когда в университете вместо факультетов еще были институты — в частности, институт менеджмента и коммерции. Елена в 2011 году получила диплом специалиста по связям с общественностью. Сейчас она создает логотипы и фирменный стиль в рамках собственного проекта.
— Елена, вы оканчивали школу в Новосибирске?
— Нет, в Рубцовске — это третий по величине город в Алтайском крае, который расположен на берегу реки Алей. Училась я в гимназии № 8.
— Как выбирали университет, будущую специальность?
— Окончательно определилась с вузом и специальностью еще перед 11 классом. Выбор пришлось делать по брошюре — справочнику вузов Новосибирска, поскольку интернет в те «лохматые» годы не был так широко доступен, как сейчас. Я выбрала нархоз и «Связи с общественностью» потому что мне понравился перечень изучаемых на этой специальности дисциплин, я считала их «своими». Правда, мои родители по этой же брошюре выбрали для меня СГУПС и «Таможенное дело». В СГУПС меня с золотой медалью взяли без вступительных экзаменов, а вот в нархозе я сдавала один экзамен вместо трех. И когда узнала, что экзамен сдан успешно, сомнений уже не было — хочу учиться только в нархозе.
— Трудно представить, что в детстве вы мечтали стать специалистом по связям с общественностью, ведь специальность довольно молодая. Кем все же хотели быть поначалу? Балериной?
— Нет. Сколько себя помню, мечтала стать художником. Но в художественной школе как-то не задалось. Поэтому с художественной деятельности фокус сместился на деятельность интеллектуальную. И меня действительно заинтересовали связи с общественностью. Привлекало слияние управления, коммуникаций и творчества. Кстати, мои одноклассники на похожие специальности не поступали.
— Вам удалось поработать по специальности после окончания НГУЭУ?
— Да. По специальности я работала уже с третьего курса. Ну, почти по специальности — помощником специалиста по маркетингу и рекламе. Оказалось, что даже в Новосибирске компании редко выходят на уровень, когда им требуется «отдельный» специалист по связям с общественностью, чаще функции пиарщиков выполняют рекламщики и маркетологи. После выпуска получила работу специалиста по маркетингу и рекламе в региональном интернет-провайдере. Через пару лет перешла в стартап, разрабатывающий социальную сеть, занималась там теми же маркетингом и рекламой.
— А сейчас?
— Сейчас я живу уже не в Новосибирске — в другом городе, куда мужа пригласили на интересную работу. Я ухаживаю за своим маленьким сыном. Но еще когда ему было пять месяцев, запустила свой проект zeezee.me. Занимаюсь разработкой логотипов и элементов фирменного стиля.
— Что такое ZeeZee?
— Это звук радиоприемника, ищущего волну. По-русски мы бы сказали: «Шшшшш». Мы помогаем своим заказчикам настроиться на одну волну с нужной им аудиторией. Выжимаем максимум практики из теории — теории эстетики и маркетинга. Дышим страстью к красоте. Работаем, чтобы увеличивать прибыль своих клиентов.
— Это творческая работа?
— Да. Спустя столько лет я все-таки вернулась к своей мечте быть художником. Может показаться, что разработка логотипов и «связи с общественностью» не имеют ничего общего. На самом деле, моя специальность, полученная в университете, очень помогает мне как в продвижении собственных услуг, так и в понимании того, какие коммуникации мои клиенты хотят выстроить уже со своими клиентами через логотип и фирменный стиль.
— Что вам дал университет?
— Университет дал базовое понимание профессии, без которого невозможно комплексно решать профессиональные задачи. Университет для меня — база, без которой невозможно выполнять свою работу качественно, уверенно и с удовольствием.
— А чего не хватило?
— Думаю, не буду оригинальна, если скажу, что не хватало разбора кейсов — реальных ситуаций в реальных компаниях. Работа с кейсами развивает практическое мышление, позволяет не теряться на новом рабочем месте.
— Кого из преподавателей университета вспоминаете?
— Наверно, назову двоих: Дарья Александровна Адамович и Ольга Александровна Маркасова. Дарья Александровна дала много информации, применимой для практики. Ольга Александровна просто супер-профессионал. Как-то уже после окончания вуза я спросила у нее, почему сын Набокова использует ошибочное с точки зрения современной орфографии написание некоторых приставок. И она знала ответ. Кто еще мог такое знать?
— Мы тоже хотим знать.
— В предисловии к «Лауре», которое Набоков-младший писал в 2008-2009 годах, вместо «-с-» в приставках перед глухим согласным стоит «-з-». Например, «разсказывать», «обезсмертил», «изследуется», «безчисленное». Но есть и «-с-»: «расплатиться». Оказалось, что русскому его учил отец, и было это еще до принятия революционных «Правил русской орфографии и пунктуации» (Д. И. Розенталь, 1956). То есть до 1956 года не было правил, регламентирующих написание согласных в приставках.
— Удалось ли сохранить дружбу с однокурсниками?
— Да. Со многими однокурсниками общаемся. Те, кто сознательно выбирал профессию, работают по специальности или «около» нее — в маркетинге, рекламе. С остальными — и так все понятно.
— Что бы вы посоветовали нынешним студентам?
— Могу посоветовать почаще рефлексировать свою учебную и профессиональную деятельность. Если по результатам рефлексии окажется, что вы не чувствуете удовлетворения от этой деятельности, возможно, стоит подумать над «изменением курса».
Ксения Леус
Фото из архива выпускницы