Алексей Балкин — основатель и совладелец одной из крупнейших в СНГ сети мини-кофеен «Бодрый день» (это более 100 филиалов) и самой востребованной франшизы из Сибири за последние годы. C 2002 по 2007 годы он был студентом НГУЭУ, получил диплом специалиста в области коммерции.
— Алексей, почему после школы выбрали нархоз?
— С университетом я определился еще в 10 классе, когда записался на подготовительные курсы при нархозе, и, заранее сдав все вступительные экзамены, сразу после получения аттестата о среднем образовании был зачислен в НГУЭУ. С детства был гуманитарием, поэтому экономические науки давались намного проще, чем такие предметы, как физика химия, черчение.
— На какую специальность поступили?
— Я выбрал направление «Коммерция» не по причине какого-то особого предпочтения, а просто потому что там был меньше конкурс. Решил не рисковать.
— Чем запомнились годы учебы?
— Конечно, студенческая жизнь запоминается надолго. Это учеба, знакомства, различные интересные события. Наверное, у каждого свои воспоминания. В целом, я учился без «троек» и не скажу, что это было легко. Хорошо помню маркетинг, который нам преподавал Борис Исаакович Штейнгольц, статистику и Яну Валерьевну Ситникову, коммерцию, которую у нас вела Наталья Ивановна Нижальская. Хорошие преподаватели, знания заложили прочные.
— Где вы жили во время учебы?
— Я из Новосибирска, поэтому до пятого курса еще жил с родителями, потом стал снимать квартиру.
— Насколько дружной была ваша группа? Выдержала ли дружба проверку временем?
— С ребятами из группы пути разошлись, со студенчества осталась только, пожалуй, пара друзей.
— Приходилось ли совмещать учебу с работой?
— Да. Работать начал уже с первого курса. Сначала раздавал листовки, проводил какие-то опросы. Со второго по пятый курс работал барменом в ночном клубе. Днем учеба — ночью работа, и так по 20 бессонных ночей в месяц. Было весело, тогда на все хватало и сил, и времени.
— Что изменилось после окончания учебы?
— Появилась ответственность за свою жизнь.
— С какими трудностями в работе сталкиваются выпускники? Что бы в этом плане вы посоветовали университету?
— Наверное, большинство выпускников страдают, я бы сказал, оторванностью от реальности. Надо давать больше практики из бизнеса, анализировать как можно больше реальных случаев и ситуаций, которые происходят каждый день в том или ином направлении деятельности. Конечно, и теория нужна, но все же приоритет, на мой взгляд, должен быть за преподавателями-практиками, которым есть что сказать, потому что они прошли через трудности и сумели, как говорится, вырулить ситуацию.
— А какие советы вы бы дали студентам?
— Учиться тому, что выбрали — иначе, зачем выбирали? После заново что-то учить куда сложнее, да и затратнее.
— Насколько успешен ваш бизнес?
— По рейтингу Forbes мы входим в топ-10 самых популярных франшиз в сфере общепита.
— На ваш взгляд, должны ли быть в человеке какие-то задатки, благоприятствующие организации бизнеса?
— Я считаю, что в первую очередь должно быть желание что-то менять вокруг себя, создавать из ничего, из одной только идеи — продукт, результат. Обязательно должно быть желание пробовать что-то новое в бизнесе, и, конечно, рисковать.
«По рейтингу Forbes мы входим в топ-10 самых популярных франшиз в сфере общепита»
— Какую роль при организации бизнеса вы отводите теоретическим знаниям, полученным в нархозе?
— Теоретические знания — это база, которая позволяет оценить риски.
— В чем секрет вашего успеха?
— Секрет успеха — в постоянной работе. Чтобы уверенно стоять на ногах, надо постоянно бежать впереди конкурентов.
— А все-таки, что было в самом начале? С каких шагов началась работа по организации мини-кофеен «Бодрый день»?
— Когда идея была еще в голове, я, помню, рисовал на бумажках разные схемы. Всю квартиру рулеткой перемерил: столько места нужно на стойку, столько — на кофемашину, стаканы, воду. Хотелось сделать что-то стильное и востребованное.
— Как дальше думаете привлекать клиентов?
— Среди тех, кто нас уже знает, мы повышаем лояльность — это бонусы, конкурсы, подарки от партнеров. Расширять меню, например, сделать его сезонным, осваивать особые способы варки кофе. Не просто латте или капучино, а латте «Сырный», а если капучино — «Чизкейк». Вводим интегрированные онлайн-системы: заказы по интернету, мобильное приложение и так далее. В Москве такой подход уже обыденность, в Сибири еще нет.
— Какими вы видите свои перспективы?
— Быть номером один в своей сфере и номером один в рейтинге лучших франшиз по оценке Forbes.
Ксения Леус
Фото из личного архива выпускника