Леонид Козленко — выпускник 2009 года, окончивший НГУЭУ по направлению подготовки «Финансы и кредит». Сегодня он возглавляет Сибирский региональный центр KEPT, одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых фирм, и тесно взаимодействует с родным вузом.
Активность сотрудников новосибирского офиса, среди которых более 20 человек в разное время окончили НГУЭУ, позволила перейти от сотрудничества с ведущим новосибирским вузом экономического профиля к совместной работе уже на постоянной основе: в 2017 году Леонид Козленко вошел в Попечительский Совет университета.
— Леонид, кто в 2017 году был инициатором открытия кафедры КПМГ (с 2022 г. - KEPT) в нархозе?
— Эта идея была общей. По продолжительному опыту сотрудничества мы уже знали, что НГУЭУ максимально открыт для различных видов взаимодействия. Вот и в вопросе открытия кафедры мы сразу поняли, что говорим с вузом на одном языке, и наши ожидания от совместной работы полностью совпадают. Реализация идеи заняла не так много времени, и уже в 2016 году мы начали работать в новом формате. Так что сейчас мы с НГУЭУ не только давние партнеры, но и члены одной команды. При этом надо сказать, что примеров такого успешного взаимодействия в нашей компании уже достаточно много, в чем-то мы масштабируем опыт других офисов.
— Насколько KEPT интересна такая плотная работа с университетом?
— У этого интереса есть две стороны: персональная и коммерческая. С персональной точки зрения, наверное, каждому человеку хочется по мере своих сил что-то улучшить в окружающем пространстве. Моя сегодняшняя работа позволяет мне поспособствовать тому, чтобы студенты нархоза, выбравшие экономический профиль, получили не только диплом о высшем образовании и набор теоретических знаний, но и уже имели за плечами опыт работы по выбранному направлению учебной подготовки, чтобы они оканчивали университет не просто молодыми специалистами, а молодыми профессионалами. При этом студентов я рассматриваю не только как наших потенциальных сотрудников, но и как будущих деловых партнеров.
— Как ваши сотрудники участвуют в этой подготовке?
— В этом учебном году мы вместе с преподавателями НГУЭУ организовывали для студентов различные тренинги, бизнес-кейсы, экскурсии в наш офис и другие мероприятия. Наши сотрудники в качестве экспертов также принимали участие в научных конференциях, конкурсах, организовывали несколько мастер-классов в бизнес-инкубаторе НГУЭУ. Кроме того, наш офис стал площадкой для общения новосибирских вузов — мы провели круглый стол на тему «Взаимодействие работодателя и университета. Что нового?». Также сотрудники офиса были членами комиссии на государственном экзамене и защите дипломов у выпускников НГУЭУ (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). Сейчас у студентов второго курса началась летняя практика в офисе KEPT.
Еще одна причина создания кафедры KEPT в НГУЭУ — дать возможность нашим сотрудникам, а коллектив у нас молодой, приобрести опыт преподавания, расширив свои возможности карьерного и личностного роста. Нашим молодым сотрудникам эта проверка в «боевых условиях» очень полезна. Ведь специфика работы требует от них умения общаться с руководителями различного уровня, здесь нужны и навыки ораторского искусства, и навыки публичных выступлений, и многое другое. Общение со студентами этому способствует. Вообще, нам очень важно почувствовать обратную связь от студентов. Они очень интересные ребята, и мы друг у друга учимся.
— Кроме мастер-классов и других подобных мероприятий, ведут ли ваши сотрудники занятия со студентами — семинары, например?
— Если рассматривать структурно, то мы, как базовая кафедра, относимся к факультету корпоративной экономики и предпринимательства, часть учебных дисциплин по согласованию с классической кафедрой информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета берем на себя. Мы практики. Например, так как мы обладаем большим опытом по работе с международными стандартами, то многое можем рассказать по этой теме студентам. Также мы охотно делимся экспертизой и по другим темам, которые для нас являются ежедневной работой, а для студентов могут быть настоящим откровением. Я, например, специализируюсь на аудиторских проверках и услугах по подготовке финансовой отчетности для крупных публичных и частных российских компаний, работающих в сфере высоких технологий, промышленного производства, добычи полезных ископаемых. Руководитель нашего налогового направления Евгения Баранова может многое рассказать о практике споров с налоговыми органами и о том, как надо выстроить налоговый учет, чтобы таких споров не было.
— Но все же основная работа для ваших сотрудников — в офисе. Это проектная работа?
— Да. И по результатам каждого проекта мы оцениваем каждого сотрудника. При этом все абсолютно прозрачно. Такая система с одной стороны позволяет выставлять оценки за проделанную работу, с другой — каждый в ходе рабочих обсуждений получает четко сформулированные области для развития по итогам своей работы над тем или иным проектом. В среднем, каждый сотрудник в год работает над четырьмя проектами. Хотя бывает, что проект один, но он крупный, и работа по аудиту ведется в течение всего года. Мы также растим отраслевые команды, которые специализируются на определенных секторах экономики. Например, с металлургическими компаниями работают аудиторы, которые досконально знают именно этот бизнес. Это позволяет говорить с клиентом на одном языке, быть реальным помощником, долгосрочным партнером для клиента, а не просто наемным исполнителем для конкретной задачи. Так как проекты бывают разные, постоянно узнаешь для себя что-то новое, это, если можно так сказать, рабочий драйв.
— Вот я и поняла, почему вы не остались в банковском деле — из-за драйва. В банковском деле, на мой взгляд, его меньше, чем в бухгалтерском учете. Ведь, как мне кажется, все, чем вы занимаетесь сейчас, это такой большой бухгалтерский учет. А по специальности вы работали?
— Да. В ВТБ я проходил практику в кредитном отделе, принимал участие в сборе информации для скоринговых систем. Практику я прошел с большой пользой для себя и могу сказать, что драйва там не меньше.
— Вы окончили университет с красным дипломом, казалось бы, прямая дорога в аспирантуру?
— Да, я поступил в аспирантуру, но в связи с большой загрузкой на работе времени на науку практически не оставалось. Не хотелось делать что-либо спустя рукава, и выбор был сделан в пользу работы.
— Вы окончательно оставили идею написать кандидатскую диссертацию?
— Нет, вопрос остается открытым.
— Знаете, мне кажется, что кандидатская диссертация должна быть открытием, как бы рационализаторским предложением, но, к сожалению, зачастую они пишутся только ради получения кандидатского удостоверения. А какая у вас была тема?
— У меня была довольно интересная тема диплома и, в принципе, ее можно было продолжить, расширить. Но мне не хотелось заниматься исключительно структурированием уже существующих научных трудов, было желание предложить что-то новое — тогда, наверное, еще был не готов.
— Интересно, а почему вы выбрали для поступления нархоз?
— Мне хотелось продолжить семейную традицию: отец в свое время заканчивал этот институт. В новосибирской школе № 81, а она была с углубленным изучением отдельных предметов, мне нравились точные науки, поэтому и выбрал финансы, они близки к математике. С поступлением было все просто: так как у меня была золотая медаль, сдавал всего один экзамен.
— А кем в детстве мечтали быть?
— Как и многие, космонавтом. Да, еще ученым хотел стать.
— Во время учебы в вузе вы прогуливали занятия?
— Не прогуливал, а пропускал, опять же из-за работы. Поначалу устроился на полставки, но все равно, когда, например, нужно было делать отчетность, бывало, задерживался на работе допоздна. Приходилось договариваться с преподавателями о переносе зачетов, семинаров. Как правило, преподаватели всегда шли мне навстречу.
— В лингвистическом центре НГУЭУ вы учились?
— Да, дополнительно получил еще и диплом переводчика.
— Сейчас вы часто бываете в университете. С кем общаетесь?
— В основном, с кафедрой информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, Со своей выпускающей кафедрой банковского дела (после реструктуризации НГУЭУ в 2016 году на базе этой кафедры образовалась кафедра финансовых рынков и финансовых институтов — прим. ред.) общаюсь меньше. Вообще, все преподаватели, у которых я учился, будучи студентом, — это опытные и грамотные специалисты. Я, конечно, очень благодарен им за знания, которые они мне передали, многому научили.
— Были у вас какие-то смешные случаи, связанные с учебой?
— По-моему, учеба в университете, особенно, сдача зачетов или экзаменов, не обходится без смешных ситуаций. Причем, как я сейчас понимаю, смешно бывает не только студентам, но и преподавателям. Но, к сожалению, эту не менее интересную часть студенческой жизни я, в основном, «прогуливал» из-за работы.
— В КПМГ (с 2022 г . - KEPT) вы начали работать во время учебы?
— Да, на четвертом курсе. Как-то случайно увидел в учебной аудитории плакат с приглашением на работу в перспективную международную компанию, мне стало интересно, и вместо лекции по бухучету я пошел на тестирование в КПМГ. Первая моя должность — ассистент отдела аудита. На пятом курсе стал ездить в командировки. Бывало, что пару месяцев не появлялся в Новосибирске. Казалось бы, прошло совсем немного времени, но системы учета сделали большой скачок в развитии, все стало доступно онлайн, и командировок стало значительно меньше. Но когда речь идет о знакомстве с новыми партнерами или выстраивании работы с новым клиентом, конечно, необходимо личное присутствие.
— То есть командировки все же остались?
— Да, сотрудники все равно достаточно часто бывают в разъездах. Бывают стажировки в разных странах, например, в Новой Зеландии, на Кипре, в США. Понятно, что для вчерашних студентов — это хорошая перспектива.
— Все ли возвращаются из стажировок?
— Все говорят, что вернутся. Но, если, например, какой-то проект, который они ведут, рассчитан на пару лет, в силу ответственности бросить его ребята не могут. Понятно, что за это время человек успевает обрасти какими-то связями, бывает, что и семейными узами. Так что вопрос с возвращением у многих откладывается.
— Вы почти 10 лет принимаете на работу молодые кадры. Какие они, на ваш взгляд? Говорят, сегодняшние выпускники вузов излишне амбициозны?
— Амбициозность, на мой взгляд, очень хорошее качество, особенно когда она подкреплена трудолюбием. Когда на собеседование приходят ребята 1997-1998 года рождения, я смотрю на них с особым интересом — это уже другое поколение. Сегодняшняя молодежь хочет знать все. Например, предлагаешь им заняться аудитом (всем новичкам поначалу это предлагают — этакая проба пера), а они спрашивают, можно ли поработать по налогам? Это, конечно, их положительно характеризует.
— В этом году НГУЭУ отмечает свое 50-летие. Что вы можете пожелать университету в связи с юбилеем?
— Университет идет в ногу со временем — в финансовой сфере все меняется, и в университете тоже все меняется, развивается. И руководство НГУЭУ абсолютно открыто и бизнесу, и тому, что происходит вокруг него. Отличительная особенность этих перемен заключается в том, что учебный процесс в университете стараются по максимуму адаптировать к условиям рынка. Я бы хотел пожелать и дальше развивать этот импульс адаптации студентов к современным постоянно меняющимся экономическим условиям, к требованиям рынка. Одновременно я желаю НГУЭУ оставаться стабильной структурой, поддерживать статус надежного учебного заведения со своими вот уже полувековыми традициями и историей.
Ксения Леус
Фото из архива выпускника