Сергей Усольцев окончил НГУЭУ в 2009 году по специальности «Связи с общественностью и PR». Второе образование, которое он получил после окончания лингвистического центра НГУЭУ — переводчик в сфере профессиональных коммуникаций. С 2012 года Сергей Усольцев — учредитель и директор Агентства спортивных мероприятий ELIGA, основной целью которого является развитие в регионе любительского футбола.
— Сергей, расскажите свою историю поступления в НГУЭУ?
— Я поступал в НГУЭУ за компанию с другом, но компании не получилось, так как в НГУЭУ прошел я, а он стал студентом СибУПК.
— Вы новосибирскую школу оканчивали?
— Да, я учился в новосибирской школе № 4 с углубленным изучением английского языка. Уже в четвертом классе мы в подлиннике читали «Алису в стране чудес», а в шестом письменно создавали свою версию профессионального перевода на русский язык лучших произведений зарубежной литературы. Понятно, что мне не хотелось терять речевые навыки по английскому языку, поэтому в университете я занимался еще и в лингвистическом центре.
— У вас были вступительные экзамены или учитывались ваши результаты по ЕГЭ?
— Ни то, ни другое. Не знаю, может быть, это был какой-то эксперимент, но абитуриенты вместо экзаменов выполняли задания олимпиады, которая для них проводилась в университете, и поступали, если набирали нужное количество баллов. С высокими результатами — на бюджет, остальные — на коммерческое обучение. Это что-то вроде тестирования, ЕГЭ тогда было еще не во всех школах.
— Каким вы были студентом?
— Диплом у меня не красный, обычный. Я не бегал за преподавателями, чтобы исправить какую-то оценку. Как сдал экзамен, то в зачетку и поставили. Но стипендию, когда учился на бюджете, получал всегда.
— А когда вы начали работать?
— С 15 лет, поначалу в детских лагерях ди-джеем, звукорежиссером. И когда учился в университете, всегда старался получить как можно больше автоматов за экзамены, чтобы быстрее уехать куда-то — работать, попрактиковаться в английском.В летние пионерские (сейчас они называются оздоровительными) лагеря часто приезжали иностранцы, например, австралийцы, и приходилось, конечно, с ними общаться на английском.
— Далеко уезжали?
— Нет, это было всегда рядом с Новосибирском. Например, в Сосновке, там был хороший детский оздоровительный лагерь.
— Почему выбрали связи с общественностью?
— Честно сказать, когда поступал, особо не знал, что это за специальность и чем предстоит заниматься. Но так как я всегда был очень общительным, подумал тогда, что, наверное, это мое — связи, общественность.
— Вы можете назвать своих преподавателей, какие-то предметы, которые запомнились?
— Помню Светлану Владимировну Ровбель, Наталью Геннадьевну Сухорукову, Лидию Константиновну Плюснину, Нину Михайловну Воловскую, Льва Леонидовича Штудена, Светлану Анатольевну Ильиных, Максима Юрьевича Маркасова. Мне всегда удавалось найти с преподавателями, как говорится, общий язык, ведь они хоть и были строгими, но справедливыми. Хотя, если честно, на первом курсе было тяжеловато. Было много так называемых общеобразовательных предметов, как например, статистика, высшая математика, которые мне, гуманитарию, давались нелегко. Но, пожалуй, самой сложной для меня была экономическая теория. А из любимых предметов особенно запомнились мировая литература, история и, конечно, английский язык. Информатика всегда для меня была интересной, и в университете я в ней не разочаровался. Нам даже удалось как-то взломать базу данных правильных ответов на тесты.
— А вам интересно было принимать участие в различного уровня олимпиадах, которые проводились в университете?
— На старших курсах с Анастасией Товстиковой из параллельной группы мы заинтересовались всероссийским конкурсом студенческих проектов «Хрустальный апельсин». Авторам лучшего пиар-проекта были обещаны автоматы по некоторым предметам. Поначалу мы набрали группу примерно из шести человек, правда, потом все ребята, кроме нас с Настей, как говорится, сошли с дистанции, а мы все-таки продолжали этим проектом заниматься. Так как я, можно сказать, с детства увлекался тяжелым роком, пел в группе, мы решили посвятить свой проект этой музыкальной теме. Сформулировали ее так — «Взаимодействие политических партий и молодежных субкультур». Написали концепцию, исследовали различные варианты, насколько возможно это взаимодействие, предложили свои и т. д. И отправили. Наш проект на региональном этапе конкурса получил третье место, это был хороший результат. Среди других работ, предложенных на конкурс из НГУЭУ — мы были единственными среди призеров. Следующий этап был уже всероссийским, в Москве. Университет оплатил нам билеты, и мы полетели. В итоге, по Новосибирску мы оказались на третьем месте, а по России — вторыми. Это был, можно сказать, триумф и для нас, и для университета, который прозвучал на всероссийском уровне.
— И как же, на ваш взгляд, привлекать молодежь к политике?
— Однозначно, конечно, не ответить. Но, например, Дмитрий Медведев, будучи президентом России, был интересным для молодежи. На его положительный имидж сыграли старые фотографии, опубликованные в прессе, на которых он с длинными волосами и в косухе, его признание в одном из интервью в любви к тяжелому року, участие с резидентами COMEDY CLUB в светской вечеринке, где он приплясывал вместе с ведущими. Он стал как бы своим для молодых.Понятно, что у Владимира Путина имидж другой.
— Помните ли вы тему своей дипломной работы?
— Да, так как я преддипломную практику проходил в новосибирском event-агентстве, которое организует различного уровня креативные мероприятия, то и диплом писал соответствующий — «Пиар в работе event-агентства». Защитился на «отлично». Кстати, в этом агентстве я работал и после того, как практика закончилась.
— Сейчас, когда учеба в НГУЭУ уже пройденный этап, какие бы советы вы дали университету, например, в плане преподавания?
— Я с ужасом вспоминаю некоторые предметы на первых курсах, в которых не только я, но и, пожалуй, подавляющее большинство студентов просто ничего не понимали. Нас загрузили какими-то научными терминами, непонятными графиками, другими схемами. И, чтобы сдать зачет или экзамен, приходилось чуть ли не наизусть заучивать лекции. Понимание начало приходить, когда у нас началась практика. Оказывается, все те «впихнутые» в нас на первых курсах теории, формулы и графики применимы, например, для организации бизнеса. Мне кажется, логичнее как можно раньше приблизить, а еще лучше объединить практику с теорией, чтобы последняя не была стрессом для начинающего студента.
— После окончания университета знания, что вы получили за годы учебы, вам пригодились?
— Не хочу никого обидеть, но на вопрос отвечу честно: нет, не пригодились. Может быть, потому что я не занимаюсь пиаром. Вообще, после любого университета, наверное, студенты выходят с огромным запасом теоретических знаний, а где их применить не понимают.
— Может быть, если работать по специальности, теория находит применение?
— Наверное. Но я хочу сказать о том, что практическим занятиям в университете надо уделять не меньше времени, чем теоретическим. Я понимаю, что многие преподаватели старой закалки, для которых главное, чтобы студент вызубрил определение какого-то термина. Но зачем это,если даже непонятно, о чем идет речь? Такие предметы, с механическим запоминание — сдал и забыл. А ведь лучше, когда запомнил и применил на практике тот или иной теоретический материал.
— Что вам дал университет?
— Вообще, благодаря нархозу я познакомился с будущей женой — она жила в доме рядом с главным корпусом НГУЭУ. Конечно, университет дал возможности. В том числе, возможность познакомиться с людьми, с которыми ты, может быть, будешь общаться всю жизнь. Например, я очень плотно общаюсь со своим однокурсником Кириллом Харитоновым, он сейчас работает на «Европе плюс». Когда не занят на радио, проводит различные мероприятия, и мы работаем в тандеме: он ведущий, я — ди-джей. Да и просто общаемся семьями.
— Агентство спортивных мероприятий, которое вы создали — это работа или хобби?
— Отвечу словами Стива Джобса: «Сделайте ваше любимое дело работой и вам не придется работать ни дня».
— По-моему, что-то такое до него уже говорили. Может быть, даже Конфуций, которого он перефразировал.
— Возможно, но Стива Джобса цитируют сейчас чаще, и он популярнее Конфуция. Так вот, у меня сделать любимое дело работой получилось. Я увлекся мини-футболом, как зрелищем, когда наша команда хорошо играла, даже взяла европейский кубок. Мне это стало интересно, появилась идея собрать своих друзей, чтобы устроить в Новосибирске любительский чемпионат. Я своих друзей подтянул, друзья — своих. Собственно, так и была создана футбольная лига из десяти команд. Сразу решили организовать все это так, чтобы было интересно. Общались в интернете, вели переписку, полную статистику — результативность каждого игрока, команд. В финальной части чемпионата я поставил музыку, она сопровождала отбивку голов, гимн придумали. Было все забавно и здорово, поприкалывались, как говорится.
Потом, когда первый чемпионат закончился, все начали нас спрашивать: «А когда будет другой?» И мы сделали еще один сезон, уже с денежным взносом, и никого это не остановило. Команд стало уже не десять, а двадцать. Потом мы узнали, что уже есть организация, которая занимается этим же, но команд в ней больше ста. Вот тогда я задумался о том, что, наверное, это прибыльно, раз интересно такому количеству людей. И сейчас мы открыли свой интернет-канал, где представлена вся информация о лиге: календарь чемпионатов, новости, рейтинги команд, игроков, интервью с футболистами, трансляция матчей и т.д. Так наше агентство спортивных мероприятий ELIGA преодолело путь от обыкновенного дворового футбола до представителя самых престижных турниров Новосибирска.
Основным направлением агентства является организация крупнейших турниров: «Футбольная Интернет-Лига» для любительских команд и «Бизнес-лига» для корпоративных команд, в число которых входят практически все самые крупные организации города. ELIGA сейчас — это 11 лиг, более 3 тысяч футболистов, десятки организаций участников, профессиональные арбитры, собственное футбольное СМИ, лучшие площадки города и т.д.
— Какая у вас цель?
— Конечно, выйти на регионы, добиться эксклюзивности в Новосибирске, где кроме нас есть и другие аналогичные агентства. И мы будем стараться быть лидерами в этой сфере.
Ксения Леус