Первое образование Олег Каржавин получил в Новосибирском высшем командном училище МВД СССР. Когда контракт военнослужащего закончился, он не стал его продлять, а перешел на гражданскую службу — устроился в Сибирский банк и решил получать экономическое образование. Диплом НГУЭУ Олег Каржавин получил в 1996 году по направлению «Финансы и кредит». Сегодня он возглавляет новосибирский филиал «РосЕвроБанка».
В канун юбилея НГУЭУ Олег Каржавин дал интервью деловому изданию «Континент Сибирь», в котором рассказал том, какие знания, приобретенные в вузе, пригодились ему в банковском деле, насколько изменилась структура банков со времен 90-х и какие сегодня существуют проблемы с кадрами.
В канун юбилея НГУЭУ Олег Каржавин дал интервью деловому изданию «Континент Сибирь», в котором рассказал том, какие знания, приобретенные в вузе, пригодились ему в банковском деле, насколько изменилась структура банков со времен 90-х и какие сегодня существуют проблемы с кадрами.
— Олег Алексеевич, на момент окончания контракта вы уже знали, чем будете заниматься?
— В принципе, да. Я знал, что смогу найти себе применение и на гражданской службе. Практически сразу устроился работать — сначала стажером в Сибирский банк, потом стал экономистом отдела корсчетов, начальником группы валютно-обменных операций, заместителем директора валютного департамента (ВЭД). Занимался открытием новых обменных валютных пунктов (тогда в городе их было 32), контролем за их деятельностью, установлением курса валют. В 90-е годы у Сибирского банка были большие обороты — в неделю через него проходило от полутора до двух с половиной миллионов долларов. Собственно, в то время было три «фигуры» на новосибирском валютном рынке: Сибирский банк, Сибирский торговый банк и Новосибирский Внешторгбанк. Для сравнения: сегодня все банки Новосибирска вместе взятые едва «поднимают» такие объемы.
— С чем это связано?
— Еще какое-то время назад личная валюта была более востребованной, ее курс неизменно рос. Поэтому многие люди покупали валюту в качестве сбережений — именно валюта давала высокую доходность. Сегодня люди по-прежнему предпочитают страховать себя от курсовых колебаний и хранить часть средств в долларах и евро. Но в основном открывают рублевые вклады.
— Олег Алексеевич, почему вы поступили в НГУЭУ?
— Я тогда работал в Сибирском банке, и, конечно, мне потребовалось именно высшее экономическое образование. Учился на вечернем отделении, и работа мне в какой-то степени даже помогала в учебе. Собственно, в нашей группе из 40 человек, по-моему, большинство были руководителями управлений и сотрудниками банка. Как говорится, посторонних людей в группе не было — мы знали, куда шли и для чего учимся.
— Как складывалась ваша карьера в банковской сфере?
— С апреля 1997 по январь 1998 года я работал в АКБ «СибАкадембанк» заместителем директора департамента по валютным операциям. Затем четыре года — в Сбербанке на разных должностях: начальником валютного отдела ОСБ, заведующим операционной кассы внекассового узла, начальником отдела кредитования юридических и физических лиц. С 2003 по 2006 годы был начальником отдела по работе с клиентами в новосибирском филиале «Ханты-Мансийского банка». А с 2006 года — в «РосЕвроБанке», который по параметрам входит в 50 крупных российских банков, а по прибыли в 2016 году вошел в первую двадцатку. Банк продолжает расти, и в этом есть и вклад его новосибирского филиала.
— Получается, еще когда вы учились в нархозе, у вас уже были такие серьезные должности. Как вам удавалось успешно совмещать учебу с работой?
— Конечно, было непросто. На работе с утра и до 18:00, а потом до девяти вечера — на занятиях. А еще домашние задания нужно было вовремя написать, причем, что называется, вручную. Тогда ведь компьютеров еще не было. И в библиотеке приходилось в выходные дни сидеть не один час, чтобы подготовиться к занятиям, собрать материал для курсовой работы. Или самостоятельно выучить какую-то пропущенную тему, ведь работа в банке ненормированная, и, к сожалению, приходилось иногда и пропускать лекции.
— Обучение было бесплатным?
— Нет, и в финансовом плане, конечно, было непросто. Но, например, в нашей группе большинство ребят были целеустремленными, и практически все дошли до диплома. Хотя кто-то и оставил учебу именно из-за того, что не смог потянуть эту финансовую нагрузку.
— Наверное, преподавателям тоже было непросто рассказывать о банковском деле студентам, которые уже были сотрудниками банков?
— Преподаватель дает теорию, а нам, практикам, на тот момент как раз этой теории не хватало. Помню, Галина Михайловна Кошкина, рассказывая нам о банковской деятельности, как это должно быть в теории, всегда предлагала подискутировать на ту или иную тему. Мы с однокурсниками работали в разных банках, где подходы к тем или иным рабочим вопросам были различными, и, конечно, нам, да и нашему преподавателю было интересно и полезно узнать разные варианты их решения.
— Как бы вы оценили уровень знаний, полученных вами в университете?
— Знания, полученные в НГУЭУ, я оцениваю высоко. Направление «Финансы и кредит», которое я выбрал, включало в себя, например, кроме банковского дела, и бухгалтерский учет, который тоже мне пригодился. Я и сейчас, когда общаюсь с промышленными предприятиями, могу легко подсчитать их баланс, оценить финансовое состояние. Никто не отменял и статистику, с которой я познакомился в университете. И теория, и практические занятия, которые у нас были, сегодня дают мне возможность быстро решать различные вопросы, связанные с банковской деятельностью, как говорится, не сходя с места. Так что знания, что я получил во время учебы, я расцениваю как свои рабочие инструменты. Они всегда со мной.
— Вы не планируете учебу в аспирантуре?
— В банковском деле очень сложно придумать что-то новое, чтобы кандидатская диссертация действительно была интересной и полезной с практической точки зрения. Хотя, если честно, я как-то не думал об аспирантуре.
— В чем отличие банковской деятельности в 90-е годы и сейчас?
— Деятельность банков тогда была более динамичной, хотя порой и рискованной. Сейчас работа более монотонная, узкопрофильная. А вот контроль со стороны ЦБ более детальный. Тем не менее, тогда исключительно редко руководитель банка, что называется, бросал клиентов, выводил деньги и «терялся». Хотя были и такие случаи.
— Должны ли банковские служащие обладать какими-то особыми качествами? Может быть, честностью?
— По-моему, честность в работе — это прерогатива не только банковских служащих. В 90-х годах банкиры и под честное слово кредиты выдавали. А насчет человеческих качеств, которые должны быть у сотрудников банка, то они те же, что и у всех порядочных людей, работающих и в других отраслях. Работа в банке — это тоже сфера услуг: выдаем деньги, потом пытаемся их вернуть. Платность, срочность, обеспеченность и возвратность — это принципы кредитования, принципы нашей работы. Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в национальных и международных кредитных законодательствах.
— Ваши пожелания университету в связи с его 50-летием?
— Мне очень приятно видеть, что университет развивается, обновляется, не стоит на месте. В прошлом году меня пригласили принять участие в студенческой олимпиаде по банковскому делу, которая проводилась в НГУЭУ, и по ее результатам студенты НИНХа заняли высокие места, и это говорит о высоком уровне преподавания. Родному университету желаю мирного неба над головой, здоровья и долголетия всем преподавателям. А студентам хотелось бы пожелать терпения, усидчивости и понимания, что сегодняшняя их учеба — это перспектива на дальнейшую жизнь и работу.
— В принципе, да. Я знал, что смогу найти себе применение и на гражданской службе. Практически сразу устроился работать — сначала стажером в Сибирский банк, потом стал экономистом отдела корсчетов, начальником группы валютно-обменных операций, заместителем директора валютного департамента (ВЭД). Занимался открытием новых обменных валютных пунктов (тогда в городе их было 32), контролем за их деятельностью, установлением курса валют. В 90-е годы у Сибирского банка были большие обороты — в неделю через него проходило от полутора до двух с половиной миллионов долларов. Собственно, в то время было три «фигуры» на новосибирском валютном рынке: Сибирский банк, Сибирский торговый банк и Новосибирский Внешторгбанк. Для сравнения: сегодня все банки Новосибирска вместе взятые едва «поднимают» такие объемы.
— С чем это связано?
— Еще какое-то время назад личная валюта была более востребованной, ее курс неизменно рос. Поэтому многие люди покупали валюту в качестве сбережений — именно валюта давала высокую доходность. Сегодня люди по-прежнему предпочитают страховать себя от курсовых колебаний и хранить часть средств в долларах и евро. Но в основном открывают рублевые вклады.
— Олег Алексеевич, почему вы поступили в НГУЭУ?
— Я тогда работал в Сибирском банке, и, конечно, мне потребовалось именно высшее экономическое образование. Учился на вечернем отделении, и работа мне в какой-то степени даже помогала в учебе. Собственно, в нашей группе из 40 человек, по-моему, большинство были руководителями управлений и сотрудниками банка. Как говорится, посторонних людей в группе не было — мы знали, куда шли и для чего учимся.
— Как складывалась ваша карьера в банковской сфере?
— С апреля 1997 по январь 1998 года я работал в АКБ «СибАкадембанк» заместителем директора департамента по валютным операциям. Затем четыре года — в Сбербанке на разных должностях: начальником валютного отдела ОСБ, заведующим операционной кассы внекассового узла, начальником отдела кредитования юридических и физических лиц. С 2003 по 2006 годы был начальником отдела по работе с клиентами в новосибирском филиале «Ханты-Мансийского банка». А с 2006 года — в «РосЕвроБанке», который по параметрам входит в 50 крупных российских банков, а по прибыли в 2016 году вошел в первую двадцатку. Банк продолжает расти, и в этом есть и вклад его новосибирского филиала.
— Получается, еще когда вы учились в нархозе, у вас уже были такие серьезные должности. Как вам удавалось успешно совмещать учебу с работой?
— Конечно, было непросто. На работе с утра и до 18:00, а потом до девяти вечера — на занятиях. А еще домашние задания нужно было вовремя написать, причем, что называется, вручную. Тогда ведь компьютеров еще не было. И в библиотеке приходилось в выходные дни сидеть не один час, чтобы подготовиться к занятиям, собрать материал для курсовой работы. Или самостоятельно выучить какую-то пропущенную тему, ведь работа в банке ненормированная, и, к сожалению, приходилось иногда и пропускать лекции.
— Обучение было бесплатным?
— Нет, и в финансовом плане, конечно, было непросто. Но, например, в нашей группе большинство ребят были целеустремленными, и практически все дошли до диплома. Хотя кто-то и оставил учебу именно из-за того, что не смог потянуть эту финансовую нагрузку.
— Наверное, преподавателям тоже было непросто рассказывать о банковском деле студентам, которые уже были сотрудниками банков?
— Преподаватель дает теорию, а нам, практикам, на тот момент как раз этой теории не хватало. Помню, Галина Михайловна Кошкина, рассказывая нам о банковской деятельности, как это должно быть в теории, всегда предлагала подискутировать на ту или иную тему. Мы с однокурсниками работали в разных банках, где подходы к тем или иным рабочим вопросам были различными, и, конечно, нам, да и нашему преподавателю было интересно и полезно узнать разные варианты их решения.
— Как бы вы оценили уровень знаний, полученных вами в университете?
— Знания, полученные в НГУЭУ, я оцениваю высоко. Направление «Финансы и кредит», которое я выбрал, включало в себя, например, кроме банковского дела, и бухгалтерский учет, который тоже мне пригодился. Я и сейчас, когда общаюсь с промышленными предприятиями, могу легко подсчитать их баланс, оценить финансовое состояние. Никто не отменял и статистику, с которой я познакомился в университете. И теория, и практические занятия, которые у нас были, сегодня дают мне возможность быстро решать различные вопросы, связанные с банковской деятельностью, как говорится, не сходя с места. Так что знания, что я получил во время учебы, я расцениваю как свои рабочие инструменты. Они всегда со мной.
— Вы не планируете учебу в аспирантуре?
— В банковском деле очень сложно придумать что-то новое, чтобы кандидатская диссертация действительно была интересной и полезной с практической точки зрения. Хотя, если честно, я как-то не думал об аспирантуре.
— В чем отличие банковской деятельности в 90-е годы и сейчас?
— Деятельность банков тогда была более динамичной, хотя порой и рискованной. Сейчас работа более монотонная, узкопрофильная. А вот контроль со стороны ЦБ более детальный. Тем не менее, тогда исключительно редко руководитель банка, что называется, бросал клиентов, выводил деньги и «терялся». Хотя были и такие случаи.
— Должны ли банковские служащие обладать какими-то особыми качествами? Может быть, честностью?
— По-моему, честность в работе — это прерогатива не только банковских служащих. В 90-х годах банкиры и под честное слово кредиты выдавали. А насчет человеческих качеств, которые должны быть у сотрудников банка, то они те же, что и у всех порядочных людей, работающих и в других отраслях. Работа в банке — это тоже сфера услуг: выдаем деньги, потом пытаемся их вернуть. Платность, срочность, обеспеченность и возвратность — это принципы кредитования, принципы нашей работы. Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в национальных и международных кредитных законодательствах.
— Ваши пожелания университету в связи с его 50-летием?
— Мне очень приятно видеть, что университет развивается, обновляется, не стоит на месте. В прошлом году меня пригласили принять участие в студенческой олимпиаде по банковскому делу, которая проводилась в НГУЭУ, и по ее результатам студенты НИНХа заняли высокие места, и это говорит о высоком уровне преподавания. Родному университету желаю мирного неба над головой, здоровья и долголетия всем преподавателям. А студентам хотелось бы пожелать терпения, усидчивости и понимания, что сегодняшняя их учеба — это перспектива на дальнейшую жизнь и работу.
Ксения Леус
Фото Сергея Мордвинова
Фото Сергея Мордвинова