Начальник управления жилищной политики и развития ЖКХ министерства ЖКХ и энергетики Новосибирской области Андрей Михайлов окончил НГУЭУ в 2001 году. Уже имея диплом об окончании аграрного университета, в нархозе он сначала прошел профессиональную переподготовку, а затем получил второе высшее образование по направлению «Финансы и кредит» (квалификация — экономист).
— Андрей Геннадьевич, что вас привело в нархоз?
— В 94-м году, страшно сказать, прошлого века, после окончания аграрного университета, я пошел работать не по специальности инженера-механика, а устроился инспектором в налоговую инспекцию по Искитимскому району. Когда изменились требования к образованию работников налоговой службы (оно должно было быть уже только высшим экономическим), мне, как и многим моим коллегам, чтобы остаться на этой службе, было предложено пройти профессиональную переподготовку в нархозе. И так случилось, что я решил тут же получить и второе высшее, тем более, что многие предметы можно было не сдавать, их перезачли. Так я оказался в институте народного хозяйства — гораздо чаще мы его тогда, да и сейчас, называли именно так.
— На этом ваша учеба не закончилась?
— После нархоза в 2005 году я прошел обучение в Центре подготовки персонала финансовой налоговой службы (ФНС) в Нижнем Новгороде, в 2008 году — переподготовку в Сибирской академии государственной службы (в настоящее время — СИУ РАНХиГС) по специализации «Юриспруденция». В 2010 году окончил аспирантуру СибАГСа по специальности «Конституционное право; муниципальное право». И в 2011 году защитил в Челябинске кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тема диссертации — «Право на управление и распоряжение муниципальной собственностью в Российской Федерации (проблемы регулирования, реализации и судебной защиты в городских округах)».
— Как эта многолетняя учеба отразилась на вашей трудовой биографии?
— После налоговой инспекции в 2006 году я был принят в администрацию Искитима на должность председателя комитета по управлению имуществом и земельных отношений. В 2007 году — переведен на должность начальника управления имуществом и земельных отношений. В 2011 году я получил предложение поработать заместителем главы администрации Бердска по экономике. Далее переведен первым заместителем, затем два с половиной года исполнял обязанности мэра этого города и весной 2016 года стал работать в министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области.
— А почему Искитим, Бердск? Вы не из Новосибирска?
— Нет, я родился в Новосибирской области, в Искитимском районе, в небольшом селе Новолокти. А вот семья наша была большая — одиннадцать человек. Я самый младший сын, после меня родилась еще одна сестра. Понятно, что с детства был приучен к самостоятельности и работе, получил хорошую закалку. Отец был комбайнером, награжден орденами Трудового Красного знамени и Октябрьской революции. Мать — домохозяйка, орденов у нее нет, но, понятно, что в работе она была с утра до ночи, чтобы всех нас накормить, напоить, одеть, собрать в школу.
— Вы, наверное, работать начали еще в школе?
— Да, конечно, работать начал рано, чтобы помочь родителям. Например, зарабатывал деньги себе на школьную форму. Наверное, начиная с пятого класса, я не помню, чтобы отдыхал на каникулах. Конечно, это был неквалифицированный труд. Например, в летние месяцы в совхозе работал на предприятии по производству травяной муки. Причем работа была по-взрослому: по 12 часов, неделю в первую, неделю во вторую смену.
— А как же детский труд?
— В те годы на этот счет не заморачивались. И, считаю, что ничего плохого в том, что ребенок зарабатывает деньги для семьи честным трудом, нет.
— Кем вы хотели стать в те годы?
— Как и все мальчишки в то время, конечно же, космонавтом, летчиком или военачальником.
— А стали инженером, экономистом, юристом… Вы учились в разных вузах, а какие впечатления у вас остались о нархозе?
— Нархоз дал хорошую базу, стал точкой роста в моей трудовой биографии. Воспоминания только самые приятные остались. И уровень знаний, что я получил в этом вузе, высокий, и требования к студентам тоже высокие. Наверное, отчасти поэтому ребята, с которыми я учился, добились в своей жизни много. Те преподаватели, которые нас учили, были настоящими профессионалами и сумели дать нам очень много информации, которая пригодилась для работы. Я учился заочно, и не так долго, но, как и обычный студент, сдавал экзамены, зачеты, сидел на лекциях — всё, как у всех.
— А у вас были любимые и нелюбимые предметы?
— Было, наверное, пара дисциплин, которые я, что называется, не дожал, не разобрался в них до конца. Может быть, времени не хватило вникнуть в их суть. Конечно, у заочников меньше возможностей в этом плане. Да и общение с преподавателями, в основном, только во время сессии, не всегда получалось уйти в учебный отпуск из-за загруженности по работе. К тому же в то время я был уже семейным человеком, быт надо было устраивать, дочь растить. Не могу сказать, что учиться было легко. Да, был один предмет, с которым как-то не сложились отношения, — это статистика. Сейчас мне это даже смешно вспоминать, потому что статистики в моей работе хватает сполна, я каждый день с ней соприкасаюсь, и никаких трудностей по этому поводу не испытываю. Но тогда какое-то недопонимание было. По поводу любимых, как вы говорите, предметов могу сказать, что я больше тяготею к точным наукам — к математике, например. После теоретической подготовки, которую я получил на мехфаке в аграрном университете, экономические дисциплины давались намного легче. Было интересно, хотелось всё запомнить, чтобы применять в своей работе. У меня все знания, которые я получил во время учебы как бы по полочкам разложены в голове. Ничего не пропало, всё пригодилось.
— Сейчас вы, скорее, смотрите на НГУЭУ со стороны. Каким он вам видится?
— Сейчас, как и в годы моей учебы в нем, нархоз занимает лидирующее место среди учреждений высшего профессионального образования. Если честно, я согласился получить второе высшее образование в нархозе еще и потому, что учиться там было престижно. Мне приходилось работать с выпускниками этого университета в разные годы. И тогда, и сейчас все ребята приходят с хорошим уровнем знаний, с серьезным настроем на работу. Нархоз — это брэнд. И выпускники нархоза всегда найдут себе работу по специальности.
— В 2017 году НГУЭУ отметил 50-летие. Что бы вы пожелали вузу?
— Сохранить свои лидирующие позиции и повышать планку, двигаясь вперед, оставаясь для студентов любимым вузом. Еще пожелаю открыть новые направления подготовки студентов. Например, в сфере ЖКХ ощущается острый дефицит именно узко-профильных специалистов, в том числе экономистов, высококвалифицированных менеджеров, способных принимать компетентные инженерные и управленческие решения. И если НГУЭУ возьмется за подготовку именно таких специалистов, откроет, например, новую кафедру, то выпускники этого направления будут востребованы совершенно точно. Во всяком случае, им будет несложно устроиться на работу по своему профилю. В условиях реформирования отрасли ЖКХ обеспечить высокие стандарты качества услуг без зрелых и грамотных специалистов практически невозможно. И нехватка профессионалов различных специальностей является одной из самых острых и болезненных проблем в этой сфере. И если НГУЭУ возьмется заполнить эту нишу, мы готовы его в этом всячески поддержать.
— Что вы студентам пожелаете — даже не в связи с 50-летием университета, а вообще?
— Учиться, учиться и учиться. Чем больше ты в себя будешь вкладывать знаний, тем успешнее реализуешь свой трудовой потенциал в дальнейшем. Учеба — это ваше будущее.
— В 94-м году, страшно сказать, прошлого века, после окончания аграрного университета, я пошел работать не по специальности инженера-механика, а устроился инспектором в налоговую инспекцию по Искитимскому району. Когда изменились требования к образованию работников налоговой службы (оно должно было быть уже только высшим экономическим), мне, как и многим моим коллегам, чтобы остаться на этой службе, было предложено пройти профессиональную переподготовку в нархозе. И так случилось, что я решил тут же получить и второе высшее, тем более, что многие предметы можно было не сдавать, их перезачли. Так я оказался в институте народного хозяйства — гораздо чаще мы его тогда, да и сейчас, называли именно так.
— На этом ваша учеба не закончилась?
— После нархоза в 2005 году я прошел обучение в Центре подготовки персонала финансовой налоговой службы (ФНС) в Нижнем Новгороде, в 2008 году — переподготовку в Сибирской академии государственной службы (в настоящее время — СИУ РАНХиГС) по специализации «Юриспруденция». В 2010 году окончил аспирантуру СибАГСа по специальности «Конституционное право; муниципальное право». И в 2011 году защитил в Челябинске кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Тема диссертации — «Право на управление и распоряжение муниципальной собственностью в Российской Федерации (проблемы регулирования, реализации и судебной защиты в городских округах)».
— Как эта многолетняя учеба отразилась на вашей трудовой биографии?
— После налоговой инспекции в 2006 году я был принят в администрацию Искитима на должность председателя комитета по управлению имуществом и земельных отношений. В 2007 году — переведен на должность начальника управления имуществом и земельных отношений. В 2011 году я получил предложение поработать заместителем главы администрации Бердска по экономике. Далее переведен первым заместителем, затем два с половиной года исполнял обязанности мэра этого города и весной 2016 года стал работать в министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области.
— А почему Искитим, Бердск? Вы не из Новосибирска?
— Нет, я родился в Новосибирской области, в Искитимском районе, в небольшом селе Новолокти. А вот семья наша была большая — одиннадцать человек. Я самый младший сын, после меня родилась еще одна сестра. Понятно, что с детства был приучен к самостоятельности и работе, получил хорошую закалку. Отец был комбайнером, награжден орденами Трудового Красного знамени и Октябрьской революции. Мать — домохозяйка, орденов у нее нет, но, понятно, что в работе она была с утра до ночи, чтобы всех нас накормить, напоить, одеть, собрать в школу.
— Вы, наверное, работать начали еще в школе?
— Да, конечно, работать начал рано, чтобы помочь родителям. Например, зарабатывал деньги себе на школьную форму. Наверное, начиная с пятого класса, я не помню, чтобы отдыхал на каникулах. Конечно, это был неквалифицированный труд. Например, в летние месяцы в совхозе работал на предприятии по производству травяной муки. Причем работа была по-взрослому: по 12 часов, неделю в первую, неделю во вторую смену.
— А как же детский труд?
— В те годы на этот счет не заморачивались. И, считаю, что ничего плохого в том, что ребенок зарабатывает деньги для семьи честным трудом, нет.
— Кем вы хотели стать в те годы?
— Как и все мальчишки в то время, конечно же, космонавтом, летчиком или военачальником.
— А стали инженером, экономистом, юристом… Вы учились в разных вузах, а какие впечатления у вас остались о нархозе?
— Нархоз дал хорошую базу, стал точкой роста в моей трудовой биографии. Воспоминания только самые приятные остались. И уровень знаний, что я получил в этом вузе, высокий, и требования к студентам тоже высокие. Наверное, отчасти поэтому ребята, с которыми я учился, добились в своей жизни много. Те преподаватели, которые нас учили, были настоящими профессионалами и сумели дать нам очень много информации, которая пригодилась для работы. Я учился заочно, и не так долго, но, как и обычный студент, сдавал экзамены, зачеты, сидел на лекциях — всё, как у всех.
— А у вас были любимые и нелюбимые предметы?
— Было, наверное, пара дисциплин, которые я, что называется, не дожал, не разобрался в них до конца. Может быть, времени не хватило вникнуть в их суть. Конечно, у заочников меньше возможностей в этом плане. Да и общение с преподавателями, в основном, только во время сессии, не всегда получалось уйти в учебный отпуск из-за загруженности по работе. К тому же в то время я был уже семейным человеком, быт надо было устраивать, дочь растить. Не могу сказать, что учиться было легко. Да, был один предмет, с которым как-то не сложились отношения, — это статистика. Сейчас мне это даже смешно вспоминать, потому что статистики в моей работе хватает сполна, я каждый день с ней соприкасаюсь, и никаких трудностей по этому поводу не испытываю. Но тогда какое-то недопонимание было. По поводу любимых, как вы говорите, предметов могу сказать, что я больше тяготею к точным наукам — к математике, например. После теоретической подготовки, которую я получил на мехфаке в аграрном университете, экономические дисциплины давались намного легче. Было интересно, хотелось всё запомнить, чтобы применять в своей работе. У меня все знания, которые я получил во время учебы как бы по полочкам разложены в голове. Ничего не пропало, всё пригодилось.
— Сейчас вы, скорее, смотрите на НГУЭУ со стороны. Каким он вам видится?
— Сейчас, как и в годы моей учебы в нем, нархоз занимает лидирующее место среди учреждений высшего профессионального образования. Если честно, я согласился получить второе высшее образование в нархозе еще и потому, что учиться там было престижно. Мне приходилось работать с выпускниками этого университета в разные годы. И тогда, и сейчас все ребята приходят с хорошим уровнем знаний, с серьезным настроем на работу. Нархоз — это брэнд. И выпускники нархоза всегда найдут себе работу по специальности.
— В 2017 году НГУЭУ отметил 50-летие. Что бы вы пожелали вузу?
— Сохранить свои лидирующие позиции и повышать планку, двигаясь вперед, оставаясь для студентов любимым вузом. Еще пожелаю открыть новые направления подготовки студентов. Например, в сфере ЖКХ ощущается острый дефицит именно узко-профильных специалистов, в том числе экономистов, высококвалифицированных менеджеров, способных принимать компетентные инженерные и управленческие решения. И если НГУЭУ возьмется за подготовку именно таких специалистов, откроет, например, новую кафедру, то выпускники этого направления будут востребованы совершенно точно. Во всяком случае, им будет несложно устроиться на работу по своему профилю. В условиях реформирования отрасли ЖКХ обеспечить высокие стандарты качества услуг без зрелых и грамотных специалистов практически невозможно. И нехватка профессионалов различных специальностей является одной из самых острых и болезненных проблем в этой сфере. И если НГУЭУ возьмется заполнить эту нишу, мы готовы его в этом всячески поддержать.
— Что вы студентам пожелаете — даже не в связи с 50-летием университета, а вообще?
— Учиться, учиться и учиться. Чем больше ты в себя будешь вкладывать знаний, тем успешнее реализуешь свой трудовой потенциал в дальнейшем. Учеба — это ваше будущее.
Ксения Леус
Фото Сергея Мордвинова
Фото Сергея Мордвинова