В НГУЭУ в рамках проекта «ДНК России» проходит ряд встреч и круглых столов. Одна из тем для обсуждения — молодежная политика в вузах. Роль молодежной политики вузов и студенческих клубов в формировании граждан нашей страны, безусловно, велика, ведь вуз — это не только лекции и экзамены, но и особая среда, где молодые люди получают первые уроки взрослой жизни, формируют ценности и взгляды на мир. Именно здесь формируются будущие лидеры нашего общества, способные внести вклад в развитие России.
В сентябре и октябре на круглых столах проекта обсудили две стороны молодежной политики: одна из них — просветительская деятельность, другая — клубные формы работы.
26 сентября прошел круглый стол «Методы работы с молодежью при реализации курса “Основы российской государственности” и внеучебной воспитательной деятельности».
В ходе круглого стола было представлено пять докладов от представителей вузов Новосибирской и Томской областей, а также Алтайского края.
Модератором встречи выступил проректор по молодежной политике НГУЭУ, член Президиума Совета проректоров по молодежной политике при Минобрнауки РФ Денис Обуховский.
В докладе старшего преподавателя Алтайского государственного университета Алины Бушуевой был представлен опыт работы организации внеучебных мероприятий для обучающихся курса ОРГ для погружения в тематику локального патриотизма. Для приезжих студентов особенно актуальны квесты и экскурсии. Успешное участие в мероприятиях влияет на общую оценку успеваемости по предмету ОРГ. Докладчик отметил необходимость вектора максимальной практической ориентации дисциплины для успешного освоения и неформального погружения в традиционные ценности.
Декан факультета энергетики НГТУ, доктор технических наук Анастасия Русина рассказала об особенностях трансляции традиционных ценностей в среде студентов технических направлений. Основной подход, заявляемый в НГТУ, базируется на ценностях «патриотизма профессии», то есть на популяризации инженерных направлений подготовки как базиса технологического и экономического суверенитета России. В рамках этого подхода в НГТУ как на уровне факультета, так и на уровне университета реализуется ряд проектов и мероприятий, обеспечивающих эмоциональное и интеллектуальное погружение студентов в тематику традиционных духовно-нравственных ценностей, зафиксированных Указом Президента РФ №809.
Доклад и позиция проректора по проектной работе Новосибирской духовной семинарии отца Игоря (Морозова) основывалась на том, что все традиционно-нравственные ценности неразрывно связаны между собой и несут в своей основе базовую ценность – «жизнь», и любые инструменты молодежной политики в университетах должны базироваться на нравственных основах человека, закладываемых в воспитании в семье. Также иерей отметил важность проведения межвузовских проектов, которыми и он занимается в качестве начальника отдела по работе с учебными заведениями Новосибирской епархии.
Проректор по молодежной политике ТУСУР Василий Щербаков в своем докладе сделал акцент на перспективах клубной деятельности студентов, привел примеры успешных направлений работы студенческого патриотического клуба «Я горжусь».
В заключительном докладе проректор по молодежной политике Новосибирского государственного театрального института Григорий Милогулов дал характеристику особенностям воспитательной работы в малых вузах. Докладчик подчеркнул, что более эффективно сосредоточиться на локальных и межвузовских проектах, через призму которых может прослеживаться погружение во весь перечень традиционных духовно-нравственных ценностей. Как один из примеров был приведен проект «Двор поет Катюшу».
Итог, подведенный модератором Денисом Обуховским, включал в себя следующие тезисы:
- Успех воспитания студента-гражданина во многом зависит от бесшовных коммуникаций между учебным процессом и внеучебной деятельностью;
- При запуске программ в сфере молодежной политики важно учитывать базисные ценности и нравственные экосистемы (институции) нашего общества;
- При реализации программ и проектов надо учитывать интересы и субъектную позицию самих обучающихся;
- Большей эффективностью и устойчивостью обладают проекты и программы межвузовского, межрегионального характера, а также с привлечением преподавательского состава, в том числе с курса «Основы российской государственности».
29 октября в НГУЭУ прошел круглый стол «Внеучебная деятельность как инструмент формирования традиционных ценностей в студенческой среде: просветительские мероприятия».
Участники встречи активно обсудили как теоретико-философские, так и практические аспекты, отдельно коснулись вопроса о том, как российские ценности воспринимаются иностранными студентами и каким образом они могут стать основой межкультурного диалога.
Обсуждение позволило выявить ключевые трудности в трансляции ценностей молодому поколению: от онтологической неопределенности понятия «традиционные ценности» до поиска эффективных инструментов вовлечения студентов во внеучебную деятельность.
Модераторами встречи выступили директор научной библиотеки НГУЭУ Татьяна Комлева и кандидат исторических наук, заведующий лабораторией-центром региональных сравнительных исследований «Россия — Центральная Азия» НГУЭУ Денис Борисов.
С основополагающим докладом «Традиционные ценности как социальный конструкт: попытка преодоления онтологической неопределенности» выступил кандидат исторических наук, и.о. заведующего кафедрой общественных наук Новосибирского юридического института Максим Петренко.
Онтологическая неопределенность — это затруднение, когда непросто точно определить, что конкретно подразумевают разные люди под какими-либо словами. А термин «социальный конструкт» означает, что сами ценности формируются обществом, культурой и историей конкретного народа, постепенно складываясь из опыта многих поколений и в то же время адаптируясь к новым условиям.
— Когда мы говорим о традиционных ценностях, у кого-то возникает тихий ужас: это нас хотят куда загнать? Назад в кокошники, в сарафаны, в домострой? Нет, конечно. Главная конструктивистская идея в том, что мы акцент делаем на интерсубъективности, — пояснял Максим Петренко. — То есть на том, что наша реальность конструируется через систему значений. Эти значения объективируются, легитимируются, происходит оправдание каких-то наших схем восприятия, и если мы сходным образом легитимируем одни и те же значения, то мы начинаем воспринимать сконструированное как на самом деле существующее, оно приобретает объективную силу и устойчивость. Ценности не просто существуют, они формируются в ходе социальных практик, в ходе нашей истории и коммуникации, когда мы эти значения присваиваем каким-либо объектам. Традиция не в прошлом или в настоящем, это некое поле, пространство, которое позволяет нам узнавать друг друга и мыслить в рамках одних и тех же схем восприятия. В конечном счете благодаря традиции происходит сплочение нас в некую общность. Когда мы с вами спорим, условно говоря, про окрошку, общность создается не одинаковым ответом о том, вкусная она или невкусная, а тем, что мы эту окрошку обсуждаем, понимаем, о чем говорим, мы в одном контексте. Мы читали одни и те же книжки, мы смотрели одни и те же фильмы и слышали одни и те же песни. Сохранение собственной идентичности, понимание чувства общности, принадлежности к какой-то социальности — очень важно. И когда в условиях глобализации это чувство идентичности разрушается, человек страдает. Вот, собственно говоря, укреплению идентичности и посвящен курс «Основы российской государственности» и вообще все то, что мы делаем.
Конкретные методики и подходы к вопросу звучали в докладах других спикеров.
Доктор философских наук, профессор, доцент кафедры философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления Елена Ерохина рассказала о том, как сократический диалог помогает формированию традиционных ценностей в цифровом мире.
Руководитель направления «Технологическое предпринимательство» Центра молодежного предпринимательства ПИРС НГУЭУ Людмила Янковенко поделилась опытом работы над ценностями в контексте развития предпринимательских навыков студентов.
Директор научной библиотеки Новосибирского государственного университета экономики и управления Татьяна Комлева в своем выступлении подчеркнула роль просветительских мероприятий.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой экономики, международных отношений и права НГУЭУ Денис Борисов рассказал о том, как преподается курс «Основы российской государственности» для иностранных студентов.
Завтра, 31 октября, опорно-методический центр НГУЭУ проведет еще один круглый стол в рамках проекта — «Ценностные ориентации и стратегии самореализации современной молодежи».
Общую цель и смысл цикла мероприятий можно выразить словами проректора по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ Дмитрия Куницына:
— Если ты будешь вкладываться в развитие своей страны, думая о том, что твой дом, твоя крепость должны быть самыми лучшими, самыми красивыми, самыми защищенными, то, наверное, так оно и получится.
Будущие (анонсы), Прошедшие, Учебная деятельность, Научная деятельность, Внеучебная деятельность, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для государственных органов, Конференции, семинары, олимпиады, На главную