НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Научные мероприятия НГУЭУ
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Главная
  •  > 
  • Страница ректора
  •  > 
  • Блог ректора

Круглый стол «Сибиряк: ценностные модусы региональной идентичности»

11.11.2025
Круглый стол «Сибиряк: ценностные модусы региональной идентичности»
Культурно-историческую и экономическую специфику Сибири обсудили в НГУЭУ.

6 ноября 2025 года в НГУЭУ состоялся круглый стол «Сибиряк: ценностные модусы региональной идентичности». Мероприятие прошло в рамках проекта «ДНК России» и было приурочено ко Дню Сибири, отмечаемому ежегодно 8 ноября.

Круглый стол, организованный в основном силами кафедры философии и гуманитарных наук НГУЭУ, собрал ученых, преподавателей и исследователей, представляющих разные дисциплины: историю, философию, культурологию и библиотечное дело. Была предусмотрена возможность дистанционного участия для иногородних гостей. Обсуждались вопросы использования культурно-исторического опыта региона в развитии курса «Основы российской государственности», культурно-историческая специфика Сибири.

Работа круглого стола проходила под руководством кандидата филологических наук, доцента кафедры философии и гуманитарных наук НГУЭУ Елены Вранчан и кандидата исторических наук, заведующего кафедрой ФГН НГУЭУ Дениса Шиловского.

На встрече участники обсудили широкий круг вопросов, касающихся значимости Сибири в жизни страны. Рассмотрели значение обширной территории Сибири, простирающейся на восток от Уральских гор, подчеркнув её особое геополитическое и экономическое значение, перешли к вопросам формирования и трансформации сибирской идентичности в различных культурно-исторических обстоятельствах. Особое внимание уделялось изучению миграционного движения в Сибирь, его влиянию на формирование современного облика региона и взаимопроникновение культур, на культурное разнообразие и уклад жизни сибиряков.

— Преподавать российскую историю сложнее, чем какую-то другую, в том числе ввиду ее масштабности в территориальном плане, — подчеркнул Денис Шиловский. — Какие-то реформы и иные события, которые происходят в России, экстраполируются, как бы размазываясь ровным словом по всей территории, но в реальности это происходит не так. Типичный пример: реформа 1861-го года. Если вглядеться внимательнее в проблематику, выяснится, что крепостное право на территории всей страны отменено не было. Специфика Сибири в этом отношении известна: в Сибири крепостного крестьянства было крайне мало, и, соответственно, и не было необходимости воспользоваться этим положением здесь. Но важно же подчеркнуть, что в этих положениях отражалось не только собственно освобождение крестьян, то бишь наделение землей, выкупные операции и прочее с этим связанное, но речь ещё и о системе крестьянского самоуправления, крестьянский суд и так далее — все, что нас выводит на все прочие так называемые великие реформы 60-х годов 19 века. Земское самоуправление, которое сыграло важную роль в европейской части России, фактически не прижилось в Сибири, хотя городские думы и управы существовали. Судебная реформа достигла Сибири только к середине 1890-х годов. Так возникла значительная разница в проведении реформ, проявившаяся в задержке и неравномерности преобразований по всей стране. Неудивительно, что существовало различие между понятиями «Россия» и особым регионом, называемым «Россией Азиатской». Если мы обратимся к вопросам этнического самоощущения, интервьюирование показывает, что до сих пор восприятие «русскости» среди жителей Сибири может отличаться от общероссийских представлений, разные жители одной деревенской улицы могут называть себя кто «русскими», кто «сибиряками», и все это нужно учитывать при изучении исторических процессов.

Разговор о понятии идентичности сибиряков на разных этапах отечественной истории, начатый Денисом Шиловским, продолжил доктор философских наук, профессор кафедры ФГН НГУЭУ Олег Донских, он обозначил круг проблем, который сложился на настоящий момент в функционировании Сибири как макрорегиона: административных, коммуникационных, культурных. Доктор философских наук, профессор кафедры ФГН НГУЭУ Елена Ерохина рассуждала о феноменологии «сибирского характера», многомерности его проявления, состоятельности его специфики на настоящий момент.

Доклад доктора философских наук, профессор кафедры ФГН НГУЭУ Раисы Заякиной показал, чем «образовательное событие» как социогуманитарная технология отличается от привычной формы учебных занятий, а Елена Вранчан выступила на тему «Проектирование образовательного события для студентов высшей школы при рассмотрении аспектов культурно-исторического развития Сибири», рассказав о подготовке конкретных «образовательных событий» в рамках курса «Основы российской государственности». Директор научной библиотеки НГУЭУ Татьяна Комлева раскрыла роль вузовской библиотеки в формировании региональной идентичности. Докладчики делились богатым опытом использования технологии «образовательного события», в том числе в плане взаимодействия преподавателей, студентов и сотрудников библиотеки.

Старший преподаватель кафедры Мария Свержевская осветила вопросы научного освоения Сибири — от первых исследовательских экспедиций до создания Сибирского отделения Академии наук, показала масштабную статистическую картину вклада сибирских ученых в развитие российской науки.

Проведение круглого стола позволило участникам обменяться мнениями относительно перспектив развития регионального компонента в образовательной среде университетов. Было отмечено, что активное вовлечение студентов в изучение своего региона способствует формированию устойчивых ценностей, необходимых для гармоничного развития личности. В то же время диалог показал неоднозначность восприятия региональной идентичности экспертами разных научных профилей. Доклады вызвали живой отклик и дискуссию, в связи с чем была отмечена важная роль курса «Основы российской государственности», который как раз и помогает снимать сложности презентации региональной тематики в рамках системы высшего образования.

Следующий круглый стол в рамках проекта «ДНК России» состоится завтра, 12 ноября. 


Прошедшие, Учебная деятельность, Научная деятельность, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Конференции, семинары, олимпиады, На главную
1/12
  • 20.01.2025 Ребрендинг НГУЭУ: разговор с ректором о смыслах и миссии университета
  • 06.06.2023 09:15:00 Памяти президента НГУЭУ Александра Владимировича Новикова (1959-2022 г.г.)
  • 21.12.2020 10:00:00 Блог ректора: «Мы проснулись и стали динамично работать»
  • 14.12.2020 10:00:00 Блог ректора: «Мы формировали новую экономику в Сибири»
  • 07.12.2020 10:00:00 Блог ректора: «Сейчас НГУЭУ находится в переломной точке»
  • 30.11.2020 10:00:00 Блог ректора: «В выборах ректора участвовали достойные кандидаты»
  • 23.11.2020 10:00:00 Блог ректора: «Качество образования на «дистанте» не пострадает»
  • 16.11.2020 10:00:00 Блог ректора: «Помогаем приблизиться к мечте»
  • 09.11.2020 10:00:00 Блог ректора: «Ориентир — возможности абитуриента»
  • 02.11.2020 10:00:00 Блог ректора: «С Днем народного единства!»
  • 26.10.2020 10:00:00 Блог ректора: «Простой вариант найти работу — проявить себя на практике»
  • 19.10.2020 10:00:00 Блог ректора: «В чем третья миссия университетов?»
  • 12.10.2020 10:00:00 Блог ректора: «Эта акция действительно важна»
  • 05.10.2020 10:00:00 Блог ректора: «Благодарим наших учителей и наставников!»
  • 28.09.2020 10:00:00 Блог ректора: «Прошедший год оказался для меня интересным»
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты