Что было сделано за последний год? Для подведения итогов мы обратились с вопросами к проректору по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ, руководителю опорно-методического центра проекта «ДНК России» в НГУЭУ Дмитрию Куницыну.
Напомним, 9 ноября 2022 года Указом Президента РФ Владимира Путина №809 были утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», и на следующий день НГУЭУ был определен опорным университетом по проекту «ДНК России» в Сибирском федеральном округе.
Проект «ДНК России» разработан Министерством науки и высшего образования РФ в соответствии с рекомендациями экспертно-методического совета комиссии Государственного Совета РФ по направлению «Наука». Его основная цель — пересмотреть концепцию преподавания общественных наук в высших учебных заведениях.
— Дмитрий Валерьевич, за какую часть проекта «ДНК России» отвечает НГУЭУ?
— Мы являемся опорно-методическим центром, который отвечает за внедрение курса «Основы российской государственности» в 37 подведомственных вузах в четырех регионах Сибирского федерального округа — Новосибирской и Иркутской областях, Алтайском крае и Республике Алтай. Направлений работы несколько: это и курирование реализации самого курса ОРГ, и сопутствующие этому исследования и мероприятия, и актуализация учебно-методического комплекса по экономике для студентов неэкономических специальностей в синхронизации с курсом «Основы российской государственности».
— Первое из направлений — подготовка кадров, верно?
— Курс ОРГ преподается во всех университетах страны второй год, мы через дополнительное профессиональное обучение готовим для него преподавателей. Но курс новый, поэтому просто дать определенную методическую базу недостаточно, нужно еще мониторить обратную связь, это все-таки единый проект на всю страну. Поэтому, помимо преподавателей, мы работаем и со студентами. Конечно, мы не можем вмешиваться в педагогический процесс других вузов, но для студентов создан телеграм-канал, сейчас там более 3000 подписчиков с разных университетов. Там мы размещаем учебно-методические материалы и презентации лекций, погружаем аудиторию в какие-то знаковые события, которые происходят в стране, в мире. Также вовлекаем ребят в различные научные и экспертные мероприятия межрегионального, всероссийского и международного уровней, приглашаем на конференции. Например, когда у нас проходила «Школа по Центральной Азии» по международной деятельности, мы даже предлагали ребятам из других городов, если найдутся заинтересованные, оплатить дорогу в Новосибирск с проживанием. Однако первокурсники только входят в учебный процесс, поэтому иногородние предпочитают участвовать в этих мероприятиях пока в дистанционном формате.
— Да, с другими городами, конечно, виртуальное взаимодействие будет преобладать, во всяком случае, со студенчеством. А в рамках нашего университета какая идет работа?
— В базовом курсе ОРГ есть много междисциплинарных связей с историей, философией, социологией, политологией и другими социально-гуманитарными дисциплинами. Поэтому мы в этом году постарались сделать несколько научных треков и для преподавателей, и для студентов. В октябре у нас прошел Социологический форум, в рамках которого мы обсуждали ценности современной молодежи и вопросы качества жизни, 6 декабря на конференции «ДНК России: Сибирь» мы обсуждали историко-философские, мировоззренческие тренды, 12 декабря — конституционно-правовые аспекты. В «Антикоррупционный форум», который на базе нашего университета мы проводим второй год подряд совместно с Общественной палатой Новосибирской области и Новосибирским отделением российского общества «Знание», мы закладываем смыслы, непосредственно связанные с курсом ОРГ. Кроме того, в этом году впервые проходила внутривузовская научно-практическая конференция «Молодая наука НГУЭУ» им. А.В. Новикова, в преддверии которой мы основали «Школу молодого ученого», где привлекли студентов к исследованию актуальных тем, также связанных с курсом «Основы российской государственности».
— А еще дискуссионный форсайт-клуб… Как родилась идея такой формы мероприятий?
— Смотрите, в рамках преподавания ОРГ и ведения телеграм-канала мы имеем дело с бенефисом преподавателя, который всегда прав, а в рамках студенческой научной работы — с бенефисом студента, который тоже, в общем-то, один. Этого как-то недостаточно, мы искали еще и такую форму, которая позволяла бы обратиться к различным мнениям, побуждала активно мыслить. Так был создан форсайт-клуб «Мышление 22 века». Его идейным вдохновителем и модератором выступил проректор по молодежной политике нашего университета Денис Александрович Обуховский.
На каждом заседании клуба разбирается какая-то из традиционных ценностей РФ, и взгляды на этот вопрос излагают ученый, студент и практик. Слушатели вовлекаются в диалог и обсуждение, формируется объемная картина — объемная как с точки зрения разных ракурсов, так и во времени, потому что ставится задача прогнозировать: какие последствия принесет эта ценность спустя век, как она будет влиять на общество или, возможно, сама претерпит изменения под влиянием каких-то процессов. Плюс модели форсайт-клуба в том, что она длящаяся, мы можем регулярно обсуждать разную проблематику. Конференция— это все-таки фиксация уже достигнутого результата, ее раз в две недели не будешь проводить. А повторяемость форсайт-клуба закрепляет определенный навык, в принципе побуждает самостоятельно осмысливать различные темы. Словом, мы ищем разные формы взаимодействия, тестируем, выбираем лучшие.
— На нескольких конференциях вы говорили о социологическом исследовании по ценностям современной молодежи, как оно связано с этим проектом?
— Участие в проекте в качестве опорно-методического центра позволило нам не только проводить различные опросы с использование телеграмм-канала, но и проводить полноценные социологические опросы обучающихся. Это необходимо и для того, чтобы понимать, с кем мы работаем, и для того, чтобы потом при повторном исследовании анализировать эффективность нашей работы. Молодежь, которая к нам пришла в университеты, имеет разные ценности, воспитание, культурный и образовательный уровень, что обусловлено целым рядом различных причин. Очевидно, что ценностные ориентации людей из крупных мегаполисов и небольших поселений могут несколько отличаться. Впрочем, нужно оговориться, что мы имеем дело со школьниками, выбравшими высшее образование — когда я выступал перед ответственными за воспитательную работу в организациях СПО Новосибирской области и представлял некоторые результаты, то коллеги говорили, что у них дети другие. Так вот, изначально мы рассматривали социальные установки молодежи и их поведенческие нарративы, исходя из гипотезы, что у нас все плохо в том смысле, что среди ребят большая доля так называемого «праздного класса». Это понятие ввел более века назад, еще в 1899 году, исследователь Торстейн Веблен. Оно обозначает людей, которые не занимаются тяжелым физическим трудом, покупают некие элитные малодоступные товары, причём характер потребления этих товаров носит демонстративный характер. Некоторые утверждают, что этот класс имеет некую необходимость для общества, но мы же понимаем, что без труда невозможно развивать экономику страны, и своих детей нужно приучать к труду как к самоценности и источнику самоуважения, а не к показному потреблению. Будущее развитие страны от этого напрямую зависит. Поэтому для нас было важно узнать, какова доля у нас людей, для которых идеология праздного потребления уже сформировалась? Исследование показало более оптимистичные результаты, чем мы ожидали. Хотя мы и понимаем, что даже анонимные ответы могут склоняться к социально одобряемым, но есть и косвенные методы контроля достоверности полученных результатов. Например, вот простой вопрос — а какие у вас телефоны? Если дорогостоящие модели, то понятно, что родители хотели дать ребенку лучшее, но следующий вопрос — а вам точно этот продукт нужен, для чего, вы реально используете его функции? Социология — непростая наука, однако при соответствующем научном подходе определить реальные стимулы и мотивы, в том числе и установить факты «показного потребления», вполне может.
Итак, мы замерили установки нашей молодёжи, а потом сравнили наши результаты с исследованиями по другим возрастам или с тем, какое восприятие наших ребят идет в зарубежных исследованиях. Некоторая разница между молодежью и людьми среднего возраста действительно существует, это понятно. Но вот различие между нашими исследованиями и зарубежными оказалось настолько существенным, что складывается впечатление: либо зарубежные исследователи изучали не ту «страну», либо фактически был реализован принцип «кто платит, тот и заказывает научные результаты». Если мы хотим реально независимого и объективного научного исследования, то нам необходимо проводить его самостоятельно. Получается, что нам нужно импортозамещение и в научных исследованиях, чтобы реально оценивать, что у нас происходит с молодежью. И это важно.
— Нашумевший новый учебно-методический комплекс по экономике для неэкономических специальностей — в чём его особенность, в нём тоже рассматривается «праздный класс»?
— Учебных пособий и учебно-методических комплексов по экономике может быть много, но всегда стоит вопрос, на основе чего и во имя чего они учат. Смотрите, даже на уровне формулировки тем, если мы пишем «экономика потребителя», а не «экономика домохозяйств», то оттенки смысла фундаментально влияют на сознание. Так, когда в законе об образовании появилась формулировка про «образовательные услуги», то возник вопрос: если мы оказываем платные услуги, то чего мы лезем в воспитательную функцию? Берем деньги, взамен выдаем знания, умения, навыки — и не более того. А то, что этот потребитель услуги не будет гражданином своей страны, это никого не волнует… И вот с этих позиций мы подходим к тому, что мы должны не просто обучать экономике, но и смотреть на ценностно-ориентированную составляющую. Если мы будем учить по западным учебникам с их подходами, то завтра мы сформируем того человека, который адаптирован под западный тип общества. Но мы другие, мы отличаемся! У нас другой культурно-исторический опыт. Как показывают результаты наших исследований, мы отличаемся и вопросах экономических отношений. Для многих западных ученых было непонятно, как в периоды пандемии, санкций и социальных потрясений Россия выжила. Потому что их установки связаны с простыми экономическими моделями, они не учитывают реципрокную экономику (дарообмена). Люди обмениваются помощью в семьях, в социальных группах, и за счет этого происходит перераспределение благ. Не всем странам это понятно. Так что наша задача — не абстрактную теорию дать, а ту теорию и практику, которая лежит в основании нашей страны. Ну нельзя, чтобы люди начали воспринимать отношения в семье только через призму потребителя. Дети же не помнят, как родители за ними ухаживали до трех лет, они воспринимают себя деятельными людьми, которые сами всего добились — с таким восприятием человек начинает ощущать, что никому ничем не обязан, а это ошибочно и разрушительно для всего общества. Так что в нашем учебно-методическом комплексе мы, с одной стороны, говорим о том, что существуют разные точки зрения и они могут быть правильными для тех или иных видов общества. А с другой стороны, раскрываем, какое общество и какая экономика действует у нас.
— Создать учебник с большим количеством соавторов — объёмная задача. Как проходила эта работа?
— С февраля мы провели встречи примерно с восьми сотнями преподавателей из более чем двухсот вузов страны и собрали большую конференцию по экономике. В течение первого полугодия мы проводили несколько встреч на площадках различных университетов в Новосибирске, Красноярске, Томске, Екатеринбурге и Москве, где вовлекали в обсуждение содержания учебного пособия разных людей.
В итоге под руководством заведующего кафедрой региональной экономики и управления нашего университета, доктора экономических наук Владимира Васильевича Мельникова, коллективом из 25 авторов из 12 вузов и научно-исследовательских организаций мы подготовили учебно-методическое пособие, которое передали вузам для апробации.
Порядка 20 вузов от Москвы до Иркутска взяли наши материалы для апробации, кто-то уже смог в первом семестре их изучить и использовать в учебном процессе, выдали нам свои замечания и предложения. Быстро написать качественное учебное пособие сложно, ведь его нужно писать не просто с позиции единства методологии, но и позиции восприятия детьми.
Финализация обсуждения курса экономики с учетом и опыта апробации, и обратной связи от научного сообщества прошла в декабре. Мы провели конференцию на базе ИНИОН РАН, в мероприятии приняли участие академик С.Ю. Глазьев, директор ИНИОН, чл.-кор., д.э.н. А.В. Кузнецов, директор Института экономики РАН, чл.-кор., д.э.н. М.Ю. Головнин, руководитель научного направления «Макроэкономика и институциональная теория» ЦЭМИ РАН, чл.-кор. РАН, д.э.н. В.Е. Дементьев, главный научный сотрудник МГУ, д.э.н., профессор В.Л. Тамбовцев и другие ведущие исследователи. Там мы говорили о необходимости реформирования системы экономического образования и представляли конкретные подходы, которые могут быть использованы в этой работе. Были интересные люди, интересные беседы. В этом смысле год заканчивается позитивно, поскольку мы приросли содержательно, привлекли очень большое количество людей, которым не безразлично развитие страны и образования. В то же время, повторюсь, не все просто: важно, как разработанные учебно-методические материалы воспринимаются. Теория может быть красивая, но сухая. Более того, и сами студенты разные, одним понятней язык цифр, другим — язык слов. На новом этапе мы видим свою задачу в адаптации учебно-методического пособия под восприятие различных обучающихся.
— А в целом новые учебно-методические комплексы в рамках «ДНК России» подготовлен только по экономике?
— Нет, параллельно с тем, что наш вуз отвечал за разработку нового пособия по экономике, синхронизированным с курсом ОРГ, другие вузы разрабатывали ещё 14 других дисциплин — социологию, философию, политологию и другие. При этом у разных дисциплин есть разный категориально-понятийный аппарат. В некоторых случаях его можно и полезно было бы синхронизировать через призму курса «Основы российской государственности». Например, у слова «ценности» есть разные значения, можно договориться о каких-то правилах. Попытка договориться и сделать единый категориальный понятийный аппарат у нас была в рамках осенней встречи в Севастополе. Мы к тому времени уже подготовили свой вариант учебно-методического пособия, поэтому поехали туда уже со сформированным и адаптированным под проект «ДНК России» категориально-понятийным аппаратом. По определенной технологии мы выделили набор самых важных терминов и попытались понять, какие их них являются общими, чтобы синхронизировать их. Работа была сделана огромная, но не все здесь идеально, потому что инерция устоявшихся в науках терминов достаточно сильна, менять её довольно сложно. В этой работе нам активно помогали представители вузов-партнеров – Саратовского государственного университета, Южного федерального университета, Ростовского государственного экономического университета. Большую помощь в этой работе оказал д.э.н., профессор кафедры экономической теории Сергей Анатольевич Филатов.
— Что ждет проект в будущем году?
— Концептуально поддержка проекта рассчитана до 2027 года, но мы предлагаем идеи, а бюджетная комиссия решает, какие из них важны. Мы видим, что необходимо продолжить работу по повышению квалификации по курсу ОРГ. У любого учебного пособия должны быть свои адепты, которые не просто прочли его, но поняли и приняли. Преподавателю важно осмыслить новую идею, как говорится, руками что-то пощупать, обменяться мнением с экспертами. Нужно что-то, что замотивирует преподавателя пересмотреть ту парадигму, в которой он уже работал ранее. Это не произойдет само собой, над этим надо работать. Второй вопрос — сделать само учебное пособие адаптивным для разных направлений подготовки. Также мы хотели бы трансформировать телеграм-канал, может быть, уже в межвузовское студенческое научное общество. Есть много интересных идей, но тут всегда надо взвешивать, на что хватит ресурсов, потому что все это огромная работа.
— Кто был вместе с вами в проекте весь этот год, составил костяк команды?
— Прежде всего нужно отметить заведующего кафедрой региональной экономики и управления Владимира Васильевича Мельникова, он организовывал авторский коллектив при подготовке учебника. Заведующий лабораторией «Центр региональных сравнительных исследований "Россия-Центральная Азия"» НГУЭУ Денис Алексеевич Борисов и преподаватель кафедры философии и гуманитарных наук Филипп Константинович Табакаев проводили «Школу молодого ученого» и отдельную секцию по проблематике курса ОРГ в рамках студенческой конференции «Молодая наука НГУЭУ» им. А.В. Новикова, также Д.А. Борисов вместе с преподавателем кафедры мировой экономики, международных отношений и права Ариной Игоревной Горячевой запустили одноименный телеграм-канал. Начальник управления дополнительного образования Эдуард Сергеевич Коложвари отвечал за ДПО. Проректор по молодежной политике Денис Александрович Обуховский занимался форсайт-клубом. За социологический форум отвечали заведующая кафедрой социологии Светлана Анатольевна Ильиных и доцент кафедры Оксана Юрьевна Тевлюкова, за конференцию «ДНК России: Сибирь» — заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук Денис Михайлович Шиловский, профессор кафедры философии и гуманитарных наук Олег Альбертович Донских, декан юридического факультета Андрей Алексеевич Макарцев, доцент кафедры философии и гуманитарных наук Павел Викторович Кайгородов. Доцент кафедры региональной экономики и управления Наталья Сергеевна Епифанова, соавтор учебника, во всех мероприятиях участвовала. Заведующая кафедрой экономической теории Ольга Игоревна Ковтун много помогала в процессе апробации. Вообще очень много теплых слов следует сказать в адрес всего того огромного сообщества преподавателей из нашего и других университетов, которые стали не просто коллегами, а друзьями и единомышленниками в рамках проекта «ДНК России». Все сейчас понимают его важность и актуальность для нашей страны, для нашего общего будущего.
Научная деятельность, Интервью и комментарии, Для студентов и магистрантов, Для аспирантов и докторантов, Для СМИ, Партнерам, На главную