НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Контакты и реквизиты
Сведения об образовательной организации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ "НИНХ" (НГУЭУ)
Eng 中文 De
Контакты и реквизиты
Версия для слабовидящих
Сведения об образовательной организации
Eng 中文 De
priemc@nsuem.ru, +7 (383) 2-110-500 — приёмная комиссия
Сведения об образовательной организации
  • Университет
    • Новости и анонсы
    • Факты и цифры
    • Структура
    • "Точка кипения"
    • Документы
    • Закупки
    • Вакансии НГУЭУ
    • СТОП коррупция
    • Фирменный стиль
    • 3D-тур
  • Образование
    • Организация учебного процесса
    • Образовательные программы
    • Расписание
    • Дополнительное образование
    • Научная библиотека
    • WorldSkills
    • Профессионалы
    • Архив ВКР
    • Качество образования
    • Целевое обучение
    • Лицензирование образовательных программ
  • Наука
    • Объявления
    • Организация научной работы
    • Информация для аспирантов
    • Прикрепление (соискательство)
    • научные предложения университета
    • Научные семинары
    • Диссертационные советы
    • Научные школы
    • Издания НГУЭУ
    • Научные лаборатории
    • Внеучебные траектории
  • Трудоустройство
  • International
  • Медиа
  • Контакты и реквизиты
  • Сведения об образовательной организации
  • Главная
  •  > 
  • Университет
  •  > 
  • Новости

Преподавание курса «Основы российской государственности»: как защитить молодежь от манипуляций?

16.04.2025
В НГУЭУ подвели итоги круглого стола «Развитие курса ОРГ и цифровая безопасность научно-образовательной деятельности».

Посмотреть все фото

15 апреля 2025 года на базе опорно-методического центра Новосибирского государственного университета экономики и управления в рамках проекта «ДНК России» прошел круглый стол по вопросам цифровой безопасности научно-образовательной деятельности. Мероприятие состоялось в рамках реализации федерального проекта «Мы вместе (Воспитание гармонично развитой личности)» национального проекта «Молодежь и дети» Министерства науки и высшего образования РФ.

В ходе круглого стола в очном и дистанционном формате было представлено восемь докладов от преподавателей НГУЭУ, НГТУ, СГУВТ (Новосибирск), ТГУ (Томск), ИГУ (Иркутск). Модераторами встречи выступили проректор по научной работе и дополнительному образованию НГУЭУ Дмитрий Куницын и заведующий лабораторией «Центр региональных сравнительных исследований "Россия — Центральная Азия"» НГУЭУ Денис Борисов. Слушателями круглого стола стали около 50 преподавателей из регионов Сибирского федерального округа.

В первом докладе доцент кафедры региональной экономики и управления НГУЭУ, кандидат экономических наук Наталья Епифанова сфокусировала внимание на влиянии информационного пространства на восприятие курса ОРГ. Она рассказала об информационной уязвимости молодежи, обусловленной отсутствием критического мышления, искаженной шкалой авторитетов и низкой политической культурой. На примерах из своей педагогической практики были приведены фрагменты студенческих эссе, демонстрирующие критическое отношение молодежи к различным аспектам социально-экономической и общественно-политической жизни в России. Автор отметила необходимость адаптации курса ОРГ к вызовам цифровой среды — через формирование четкого понятийного аппарата, развитие коллективной идентичности и выработку механизмов сопротивления манипуляциям.

Доцент кафедры философии и методологии науки ТГУ, кандидат философских наук Елена Букина в своем докладе продолжила рефлексию по поводу рисков современной информационной среды в контексте преподавания курса ОРГ. Доклад анализирует феномен информационных войн как фактор, определяющий специфику преподавания. На примерах из мировой и российской практики автор продемонстрировала, как манипуляция чувствами, сознанием и волей молодежи становится инструментом внешнего идеологического воздействия. В практической части доклада предложены меры по устранению информационных разрывов между преподавателями и студентами — через просветительскую работу, повышение культуры чтения и цифровой гигиены, а также вовлечение студенчества в открытый диалог. Главный тезис — курс ОРГ может стать любимым, если будет учитывать реальные интересы студентов.

Заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ИГУ, доктор философских наук, кандидат социологических наук Ольга Истомина в своем выступлении «Социальное восприятие студенческой молодежи в условиях информационного террора» акцентировала внимание на ценностных аспектах современных вызовов в области информационного обмена. Были аргументированно рассмотрены такие проблемы, как кризис идентичности, психологическая усталость и информационные манипуляции. На примере деятельности государства по блокировке СМИ, признанию юридических и физических лиц иностранными агентами, борьбе с фейковыми новостями была подчеркнута важность цифровой гигиены, включая защиту данных и проверку информации. Автор отметила, что развитие традиционных ценностей в семье и образовательной политике государства является важным условием устойчивого будущего России.

Пресс-секретарь, руководитель медиацентра НГТУ Елена Танажко представила практико-ориентированное сообщение, основанное на собственном профессиональном опыте. На основе статистики о распространенности фейков она обозначила ключевые угрозы общественному развитию и предложила методы противодействия: законодательные меры, фактчекинг, технологии ИИ и блокировку сайтов. Среди решений — раннее просвещение в рамках цифровой грамотности, поддержка медиацентров и других форм практической работы с информацией среди школьников и студентов.

Доцент кафедры философии, истории и права СГУВТ, кандидат философских наук Ольга Питько осветила психологические аспекты преподавания цифровой грамотности молодежи. Поддержав идеи предыдущего докладчика, она подчеркнула, что цифровая грамотность напрямую связана с эффективным противодействием манипуляциям в условиях информационного перенасыщения. Были представлены практики по развитию навыков поиска, оценки и верификации информации, а также разобраны примеры дезинформации, пропаганды и кликбейта, основанные на эмоциональных манипуляциях в СМИ.

Доцент кафедры маркетинга, рекламы и связей с общественностью НГУЭУ, кандидат исторических наук Михаил Беленко предложил прикладной подход к проблематике медиа-грамотности молодежи. Он разделил аудиторию студентов на целевые группы по уровню лояльности и предложил адаптировать курс ОРГ под их особенности. Автор отметил важность творческого подхода к подаче информации, в том числе через позитивный контент, фильтрацию негатива, работу с лидерами мнений и проведение тренингов по маркерам манипуляции. В качестве эффективных методик обучения были предложены геймификация и дебаты.

Старший преподаватель кафедры информационных технологий НГУЭУ Антон Довыденко внес технический аспект в обсуждение, представив доклад «Роль AI и Big Data в усилении или подрыве цифровой безопасности в науке и образовании». Он показал двойственную роль этих технологий, которые, с одной стороны, открывают возможности для персонализации обучения, прогнозирования успеваемости и автоматизации процессов, с другой — создают риски утечек, взломов и злоупотреблений (deepfake, плагиат). Автор поделился примерами из собственной практики и предложил пути внедрения защищенных решений, а также указал на важность этического и нормативного регулирования.

Денис Борисов выступил с завершающим докладом «Маркеры манипуляции информацией в СМИ: приемы критического восприятия информационных сообщений». Он подчеркнул, что цель преподавания ОРГ — не столько передача фактов, сколько развитие способности думать. Автор выделил три ключевых аспекта: информационное противостояние — нормальное явление в социуме; доминирование западных медиа создает эффект «глобальной осведомленности»; необходимо возвращать внимание к локальным проблемам и обучать студентов распознаванию маркеров манипуляции.

Круглый стол продемонстрировал широкий спектр взглядов на проблемы информационного воздействия на студенческое сообщество и преподавание курса «Основы российской государственности». Докладчики сошлись во мнении, что информационная среда сегодня — не просто фон, а активный инструмент формирования мировоззрения студентов.

Сквозной темой выступлений стала необходимость формирования устойчивой государственной идентичности, развития критического мышления и медиа-грамотности. С методологической точки зрения важно продолжать работу по адаптации содержания и методов преподавания ОРГ к новой цифровой реальности.

Среди предложений: просветительская работа на конкретных примерах из текущей повестки, геймификация, популяризация цифровой гигиены и медиа-грамотности, осмысленное использование технологий ИИ и Big Data, а главное — ценностное наполнение диалога с молодежью. Особую значимость приобрели идеи о работе с разными целевыми аудиториями и развитии умений анализа медийных манипуляций. Курс ОРГ может и должен стать инструментом государственной образовательной политики по формированию целостной картины мира гражданина Российской Федерации на основе критического мышления.


Прошедшие, Научная деятельность, Для аспирантов и докторантов, Для преподавателей, Партнерам, Конференции, семинары, олимпиады
1/8
  • 07.05.2025 14:00:00 Поздравление ректора Павла Новгородова с 80-летием Победы
  • 07.05.2025 12:00:00 История Победы и связь поколений: памятные мероприятия НГУЭУ к 80-летию Победы
  • 07.05.2025 День Победы 9 мая: освобождение Севастополя в 1944 году и капитуляция Германии в 1945 году
  • 07.05.2025 В НГУЭУ прошла Региональная транссибирская олимпиада по русскому языку и обществознанию
  • 07.05.2025 Выпускники МВА, поделитесь своим мнением — ваш голос формирует рейтинг!
  • 06.05.2025 В Новосибирске идет поиск новых путей патриотического просвещения
  • 06.05.2025 «Мы — патриоты России»: молодежный форум, посвященный Дню Победы
  • 06.05.2025 НГУЭУ поздравляет Кристину Юшину с утверждением ученой степени кандидата экономических наук
  • 06.05.2025 НГУЭУ поздравляет Вячеслава Шумкова с с утверждением ученой степени кандидата экономических наук
  • 05.05.2025 «Мы о войне стихами говорим»: литературный вечер в научной библиотеке
  • 05.05.2025 «Всегда поймут и выслушают»: как завершился мотивационный курс для подростков «Ты больше, чем ты есть»
  • 05.05.2025 Выпускник Высшей школы бизнеса НГУЭУ — победитель всероссийского конкурса
  • 30.04.2025 В НГУЭУ прошла межвузовская студенческая интеллектуальная игра для иностранцев
  • 30.04.2025 Студенты НГУЭУ познакомили новосибирцев с традициями народов мира на «Интернеделе»
  • 30.04.2025 Встречи поколений: откровенные разговоры с героем спецоперации
  • 30.04.2025 «Научный полк»: Штурм Рейхстага и история Павла Сидоренко
  • 30.04.2025 Делегация Синьцзянского университета посетила НГУЭУ
  • 29.04.2025 Получить миллион, не выходя из университета: конкурс «Студенческий стартап»
  • 29.04.2025 День Донора в НГУЭУ
  • 29.04.2025 Международный форум по экономической безопасности в НГУЭУ объединил гостей из шести стран
  • Личный кабинет студента
  • Выборы ректора
  • Обратная связь
  • Обращения граждан и организаций
  • Политика конфиденциальности
  • Сведения о доходах руководителя
  • Раскрытие информации
  • Сведения о доходах руководящего состава
  • Безопасность и антитеррор
  • Пожарная безопасность
  • Полезные ссылки
    • Министерство образования и науки Российской Федерации
    • Министерство просвещения Российской Федерации
    • Российское образование (Федеральный портал)
    • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
    • Справочно-информационный портал «Русский язык»
    • Энциклопедии, словари, справочники
    • Портал информационной поддержки ЕГЭ
    • Русская виртуальная библиотека
    • Наука и образование против террора
    • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
    • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
    • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
    • Инструкция по работе с ПО Veyon
  • Наука и университеты