Программа направлена на подготовку квалифицированных специалистов, обладающих компетенциями в сфере экономики и управления, а также знаниями современных технологий, способных как организовывать собственные предпринимательские проекты, так и сопровождать действующие и перспективные бизнес-проекты с Китаем в высокотехнологичной сфере.
— Современная государственная политика России направлена на обеспечение технологического прорыва, — объясняет актуальность программы проректор по внешним связям НГУЭУ Владимир Ромашин. — Поэтому российские предприятия и проекты нуждаются в хорошо подготовленных специалистах, способных оперативно решать поставленные задачи: определять российские и мировые потребности в развитии технологий, создании высокотехнологичной продукции, создавать эффективные команды, вести проекты, искать партнеров. В ближайшие годы партнерство России на мировой арене будет реализовываться со странами БРИКС, а значит, изучение особенностей ведения бизнеса с Китаем имеет хорошие перспективы. В ближайшие годы будут открываться китайские компании в России, компании с российско-китайским участием, которые будет испытывать потребность в подготовленных кадрах.
Программа будет обучать тем навыкам, которые нужны для самостоятельной организации бизнеса в названной сфере. Это может быть проект внутри корпорации, а также самостоятельный стартап. Чтобы начать бизнес или управлять внутрифирменным предпринимательским проектом, выпускник должен уметь самостоятельно провести анализ международного рынка, определить его емкость, в том числе для нового продукта. Затем сформировать команду с учетом специфики высокотехнологичной сферы. Со знанием юридических тонкостей обеспечить документооборот по совместной деятельности (Россия — Китай). Важным будет решение вопроса международной логистики. На этапе непосредственной реализации проекта необходимо обладать достаточной грамотностью для постановки текущих техзаданий для участников команды. И, конечно, понадобятся традиционные менеджерские качества по контролю и ведению проекта, по подготовке презентаций для позиционирования проекта во внешней среде.
Отдельный образовательный трек направлен на изучение национальных, культурных и деловых особенностей Китая, изучение одного из сложнейших языков — китайского языка. Это позволит выпускникам освоить навыки организации работы с партнерами из Китая: организовывать встречи, лично принимать участие в переговорах с партнерами другой культуры, языка и менталитета.
Руководитель программы, доцент факультета корпоративной экономики и предпринимательства Людмила Коява так рассказывает о ключевых особенностях курса:
— Во-первых, эта программа кросс-дисциплинарна. Студенты получают квалификацию «бакалавр менеджмента», но в процессе обучения погружаются ещё и в вопросы высоких технологий: учатся специальным техническим терминам, учатся понимать инженерные технологии, техническую документацию, профессиональный язык технических специалистов.
Во-вторых, она кросс-культурна, блок дисциплин по культуре, языку и бизнес-реалиям Китая будет перекликаться с совместной программой с МГИМО. Представители деловой среды, работающие с китайскими партнерами, знают, насколько важно понимать и принимать азиатский менталитет, учитывать традиции, положенные в основу ведения бизнеса с Китаем.
В-третьих, она нацелена на практику, каждый семестр студенты будут получать собственные или групповые результаты работы, которые сформируют портфолио на русском, английском и китайском языках. В дальнейшем они могут быть предоставлены потенциальному работодателю. Сам диплом как выпускная работа может быть выполнен в формате стартапа.
В-четвертых, предусмотрена стажировка как в инновационных проектах России, так и в Китае.
И конечно же, как и на всех программах НГУЭУ, будет уделено внимание развитию гибких навыков, необходимых в любом деле: это самоорганизация, управление людьми, общение, ведение переговоров, владение техническими инструментами для организации работы менеджера, работа с зарубежными партнерами. К преподаванию мы будем привлекать не только экспертов из академической среды, но и бизнес-тренеров, представителей предприятий-партнеров.
Студенты начнут обучение в Новосибирске на базе НГУЭУ, при этом к процессу будут привлечены преподаватели из российских и китайских вузов-партнеров. В дальнейшем предусмотрены выездные модули с обучением на базе вуза-партнера, а стажировка будет организована на базе китайского вуза-партнера либо китайского технопарка.
В Азии у нашего вуза несколько партнеров по этой программе: это Юго-Западный университет финансов и экономики South-Western University of Finance and Economics (SWUFE), Университет финансов и экономики Внутренней Монголии Inner Mongolia University of Finance and Economics, Шаньдунский институт бизнеса и технологий Shandong Institute of Business And Technology, Международная школа бизнеса, Пекинского университета международных исследований The International Business School of Beijing Foreign Studies University, Институт экономики и менеджмента Синьцзянского университета Institute of Economics and Management of Xinjiang University.
— После окончания программы у выпускника будет несколько возможных путей развития, — отмечает Владимир Ромашин. — Он может стать менеджером российского или российско-китайского высокотехнологичного проекта. Может устроиться менеджером в китайскую компанию почти любой направленности, поскольку будет владеть на должном уровне китайским языком. При выборе дальнейшего повышения квалификации возможно обучение в магистратуре по технологическому предпринимательству, «product owner», получение сертификата проектного менеджера. При выборе личного бизнес-трека человек будет обладать предпринимательскими навыками на уровне СЕО (владельца бизнеса, исполнительного или генерального директора).
При разработке программы учитывался практический опыт наших студентов, в том числе опыт учебы в другой стране. С некоторыми отзывами о поездках в Китай в рамках программы академического обмена можно познакомиться на Дзен-канале вуза «НГУЭУ — учиться на себя!».
Учебная деятельность, Международное сотрудничество, Для будущих студентов и слушателей, Для СМИ